Эта статья — попытка ответить на вопрос, что такое «Подросток Савенко», минуя общепринятую трактовку, сводящую решение к автобиографическому мифу Эдуарда Лимонова. Проделанная заново филологическая экспертиза позволяет увидеть, что перед нами отнюдь не non-fiction с элементами вымысла, а Bildungs-cumKünstlerroman классического формата, написанный в согласии с законами и установками этого жанра. Произведенное в «Подростке Савенко» обновление парадигмы русского романа взросления, к тому времени достигшего двухсотлетия, произошло, разумеется, благодаря собственным новациям Лимонова, но не только. Будучи эмигрантом, хорошо начитанным в западной литературе, он ввел в русскую парадигму достижения европейского и американского романа взросления (Джеймса Джойса и других). В реинтерпретации «Подростка Савенко» ключевую роль играют его жанр, сюжет, тип протагониста и стиль. Стилистика — самый неожиданный уровень текста из числа рассматриваемых, поскольку к стилистам Лимонова обычно не относят. Между тем язык романа органично аккомпанирует его содержанию, разыгрывая те же идеи собственными средствами. Главное из них — «плохоговорение».
Ключевые слова: «Подросток Савенко», автобиографическая проза Эдуарда Лимонова, Bildungsroman, Künstlerroman, роман взросления на автобиографической основе, поэтика романа взросления, плохоговорение, Джеймс Джойс.