Летняя школа по русской литературе. 2025. № 1-2

В статье рассматривается включенное в европейские сочинения XVII века о Смуте обращение Петра Урусова к обезглавленному им Лжедмитрию II. В некоторых списках «Московской хроники» Конрада Буссова Урусов объявляет убитому о преподанном ему уроке и называет декапитацию самозванца коронацией; в «Истории о великом княжестве Московском» использовавший беровскую редакцию хроники Петр Петрей говорит об уроке; в «Истории десятилетней шведско-московитской войны» Юхана Видекинда призывает мертвеца прекратить совершать преступления. Лишь в латинской версии книги Видекинда специально отмечается, что свою чрезвычайно лапидарную и не содержащую словесной игры речь Урусов произносит «насмешливо». Обосновывается предположение тем, что в латинской «Истории десятилетней шведско-московитской войны» Видекинд смотрит на убийство Лжедмитрия сквозь призму античной истории.

Ключевые слова: К. Буссов, П. Петрей, Ю. Видекинд, Лжедмитрий II, П. Урусов, русская литература XVII в., шведская литература XVII в.
Михаил Люстров
Речь Петра Урусова в европейских сочинениях XVII века о Смуте
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-3-17
В статье параллельно исследуются проповеди из рукописного сборника последней четверти XVII века «Статир» и икона из праздничного ряда иконостаса храма Похвалы Пресвятой Богородицы (Орел-городок), написанные на праздник Преполовения Пятидесятницы. Хронологическая близость создания памятников позволяет анализировать их в рамках иеротопического подхода. Выдвигается тезис о сходстве авторских интенций, нашедших отражение в проповедях и иконе и демонстрирующих процесс сакрализации просвещения в XVII веке.

Ключевые слова: XVII век, интермедиальность, иконопись, иеротопический подход, проповедь, Преполовение Пятидесятницы, «Статир».
Дарья Епанешникова
Праздник Преполовения Пятидесятницы в проповеди и иконе XVII века: опыт исследования интермедиальности
10.48612/sum/2025-21-1-2-18-34
Анализ литературно-критического цикла статей А. И. Герцена «Капризы и раздумье» (1842–1846) в выбранном автором ракурсе показывает, что главным инструментом управления читательским вниманием в статьях Герцена этого периода становится социально-психологический автобиографизм, который выражается через сюжеты, отсылающие к личному опыту читателя (человека круга Герцена), дидактический и экспертный модусы повествования, а также через усложнение нарративной структуры и повышение экспрессивности в раскрытии особенно значимых тем для самого писателя. Комплекс средств, формирующийся в автобиографическом письме Герцена 1840-х годов, обозначается как коммуникативные функции повествования, направленные на творчески-авторитетное взаимодействие с читателем.

Ключевые слова: А. И. Герцен, цикл статей «Капризы и раздумье», автобиографизм, нарративные стратегии, рассказчик, повествование.

Анастасия Горбунова
Коммуникативные функции автобиографизма в литературно-критическом цикле статей Герцена "Капризы и раздумье"
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-35-50
Статья посвящена стиховедческому разбору шестистрочного стихотворения И. Северянина, традиционно воспринимаемого в качестве заведомо простого и общепонятного «детского» произведения поэта. Между тем, при внимании к его стилистико-семантическим особенностям, оно заставляет задуматься об условном характере поэтической простоты как таковой — о формальных и содержательных нюансах, определяющих восприятие и, в частности, перевод стихотворного текста.

Ключевые слова: Игорь Северянин, «В парке плакала девочка», стиховедение.
Константин Богданов
Стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка…» (1910): О трудностях перевода "простой" поэзии

DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-51-69
В настоящей работе демонстрируется один из возможных подходов к описанию поэтического мира Владимира Маяковского. Художественный мир поэта отличается принципиальными целостностью, конкретностью и повторяемостью ключевых моделей и сюжетов. Так, на наш взгляд, его можно представить как набор устойчивых тем и мотивов, в разных вариантах повторяющихся из текста в текст вне зависимости от творческого периода или типа высказывания. В работе на материале ряда разнородных текстов предлагается список ключевых смысловых комплексов, оформленный в виде проекта мотивно-тематического словаря, а также описание одного из основополагающих мотивов — мотива ответственности.

Ключевые слова: художественный мир, мотив, мотивно-тематический словарь, мотив ответственности, Владимир Маяковский.
Любовь Барышникова
Мотивно-тематические варианты и инварианты в художественном мире В. Маяковского


DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-70-89
Статья посвящена анализу писательской стратегии А. А. Секисова и места К. К. Вагинова в ней. Опора на фигуру Вагинова помогает Секисову, автору триллера «Комната Вагинова» (2023), построить свой публичный образ и оказывается одной из его стратегий автоканонизации. Выступая в роли культуртрегера, идентифицируя себя с Вагиновым, выпуская жанровый роман о биографе Вагинова и приобретая таким образом символический капитал, Секисов одновременно укрепляет свои позиции и в «массовом», и в «элитарном» субполях литературы за счет апелляции к не широко известному классику. Сам факт того, что фигура Вагинова как писателя «второго ряда» инструментализируется в целях самолегитимации современного автора, кажется динамикой в сторону закрепления статуса Вагинова как классика, самоценной величины, а не одного из обэриутов или петербургских писателей.

Ключевые слова: К. К. Вагинов, А. А. Секисов, социология литературы, автоканонизация, культуртрегерство, петербургский текст.
Мадина Мохаммад
К. К. Вагинов как способ автоканонизации. Случай А. А. Секисова
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-90-113
Статья посвящена фигуре Всеволода Николаевича Петрова, искусствоведа, прозаика и музейного работника. Литературное наследие Петрова включает в себя 98 «Философских рассказов» и повесть «Турдейская Манон Леско», созданные писателем в период с 1939 по 1947 год. Эти тексты были впервые изданы только в XXI веке. При жизни Петров не предпринимал попыток опубликовать собственные произведения, в связи с чем среди исследователей сложилось представление о том, что Петров воспринимал собственные художественные произведения как подражательные литературные опыты, не предполагавшие публикации и создаваемые прозаиком для себя. В настоящей работе на основе личных дневников Петрова предпринимается попытка пересмотреть это утверждение путем анализа двунаправленности писательской стратегии автора.

Ключевые слова: Всеволод Петров, писательская стратегия, эго-документы, «Турдейская Манон Леско».
Ксения Васильева
Двунаправленность писательской стратегии В. Н. Петрова: (не-)вписанность в советский дискурс
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-114-130
В статье рассматривается история героини романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тани Безочередевой, дочери Юрия Живаго и Лары Антиповой. Ее рассказ насыщен фольклорными мотивами и обладает схожими с волшебной сказкой чертами. В эпилоге образ Тани выступает символом преодоления сиротства в условиях разоренной революцией России.

Ключевые слова: Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», архетип сиротства, фольклорные мотивы, волшебная сказка.
Дарья Шабордина
Фольклорные мотивы в эпилоге романа Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-131-143
Эта статья — попытка ответить на вопрос, что такое «Подросток Савенко», минуя общепринятую трактовку, сводящую решение к автобиографическому мифу Эдуарда Лимонова. Проделанная заново филологическая экспертиза позволяет увидеть, что перед нами отнюдь не non-fiction с элементами вымысла, а Bildungs-cumKünstlerroman классического формата, написанный в согласии с законами и установками этого жанра. Произведенное в «Подростке Савенко» обновление парадигмы русского романа взросления, к тому времени достигшего двухсотлетия, произошло, разумеется, благодаря собственным новациям Лимонова, но не только. Будучи эмигрантом, хорошо начитанным в западной литературе, он ввел в русскую парадигму достижения европейского и американского романа взросления (Джеймса Джойса и других). В реинтерпретации «Подростка Савенко» ключевую роль играют его жанр, сюжет, тип протагониста и стиль. Стилистика — самый неожиданный уровень текста из числа рассматриваемых, поскольку к стилистам Лимонова обычно не относят. Между тем язык романа органично аккомпанирует его содержанию, разыгрывая те же идеи собственными средствами. Главное из них — «плохоговорение».

Ключевые слова: «Подросток Савенко», автобиографическая проза Эдуарда Лимонова, Bildungsroman, Künstlerroman, роман взросления на автобиографической основе, поэтика романа взросления, плохоговорение, Джеймс Джойс.
Лада Панова
Лимонов-стилист: "Подросток Савенко" и 200 лет русского нарратива взросления
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-144-179
В статье исследуется урбанистическая образность прозы А. П. Хейдока в рамках семиотической модели «города-текста» (Ю. М. Лотман). Центральным объектом анализа выступает репрезентация Шанхая в книге «Радуга чудес» (1994), трактуемая как поликодовый палимпсест, в котором наслаиваются восточные и западные культурные нарративы. Методологическая основа сочетает инструментарий нарративной поэтики, семиотического анализа пространства, имагологии и транскультурного подхода, что позволяет выявить специфику взаимодействия топоса и идентичности. Особый акцент сделан на корреляции текстологических стратегий (метафорики, лейтмотивных структур) с историко-культурным контекстом русской эмиграции на Дальнем Востоке в середине XX века. Результаты исследования расширяют представления о семиозисе города в русскоязычной литературе диаспоры и механизмах культурной гибридизации.

Ключевые слова: литература русского зарубежья, дальневосточная диаспора, «город-текст», образ города, синтез культур Востока и Запада, А. П. Хейдок.
Лю Найшо
Литературная репрезентация Шанхая в книге А. П. Хейдока "Радуга чудес"
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-180-191
В статье рассматривается мифологизация в книге М. Петросян «Дом, в котором...», которая осуществляется благодаря наличию в тексте мифологических реминисценций к «Илиаде» Гомера. Обращение к мифологии в «Доме, в котором...» позволяет по-новому оценить действительность через устойчивые мифологические схемы и таким образом найти способ справиться с хаотичностью мира. Кроме того, в результате исследования обнаруживается, что восприятие окружающего мира в тексте отчасти строится на принципах мифологического сознания.

Ключевые слова: М. Петросян, «Дом, в котором...», миф, сюжет, мифологическое сознание.
Дарья Сивокина
Мифологические реминисценции книги М. Петросян "Дом, в котором..."
DOI: 10.48612/sum/2025-21-1-2-192-200
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda