Летняя школа по русской литературе. 2025. № 3-4

В статье уточняется типологизация личных молитв известного писателя первой половины XVII века князя С. И. Шаховского, а также производится попытка определения возможных источников подобного типа частного молитвенного правила, не имевшего определенного места в современном автору богослужебном уставе. Значительный корпус молитв при детальном рассмотрении представляется сложной структурой и продуманной композицией. Молитвы выражают отклик автора на обстоятельства его неординарной биографии, а также становятся свидетельством его литературных интересов и показывают порой неочевидную ориентацию эрудита-Шаховского на классические и новые евхологические образцы и памятники иных жанров древнерусской литературы. Отдельного внимания заслуживают т. н. «житийная» и написанные виршами молитвы, демонстрирующие стилистическое искусство писателя.

Ключевые слова: Симеон Шаховской, русская гимнография XVII века, личное молитвенное правило.
Евгений Малюта
Внимание к образцам и авторское начало в молитвах
С. И. Шаховского

DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-201-238

Басни В. И. Аскоченского, одного из важнейших писателей «второго ряда» 1860–1870-х годов, рассматриваются в статье как двойное исключение из общих представлений о теории и истории
этого жанра. Во-первых, показывается, как басня становится главной формой художественного высказывания этого писателя в период ее, как считается, упадка, во-вторых, устанавливается, что, несмотря на общепризнанную эпическую природу басни, отдельные образцы жанра у Аскоченского являются, скорее, лирическими. Последнее оказывается возможным из-за особенностей личности
литератора, создавшего миф о себе.

Ключевые слова: жанр, литературная эволюция, лиризм, басня, В. И. Аскоченский.
Андрей Петров
Лирические басни В. И. Аскоченского
DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-239-249
Статья посвящена исследованию гротескной поэтики в детских поэмах Петра Потемкина «Сержант Верти-ус и Матрешки Деревянные-Ножки» и «Война кукол». Рассматривается амбивалентная природа образа ожившей игрушки, существующей на грани живого и неживого, очеловеченного и предметного. Особое внимание уделено игрушечной «телесности». Показано, как телесные метаморфозы,
насилие и комическое снижение трагического, а также элементы пародии и черного юмора служат для раскрытия гротескного потенциала сюжетов, где игрушки действуют самостоятельно, вне прямого дидактизма. Рассматривается также связь с народной смеховой культурой, в частности, кукольным театром. Творчество Потемкина для детей интерпретируется как оригинальный синтез фольклорных
традиций, кабаретной эстетики и модернистского эксперимента.

Ключевые слова: Петр Потемкин, детская литература, гротеск, игрушка в литературе, телесность, пародия, модернизм

Анна Лащева
Гротеск в поэмах П. Потемкина для детей «Сержант Верти-ус и Матрешки Деревянные-Ножки» и «Война кукол»
DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-250-261


В статье анализируются неопубликованные заметки Наталии Ильиничны Игнатовой (1898–1956), которые делались ею осенью 1919 г. в Пушкинском семинарии под руководством Вячеслава
Иванова. Занятия Пушкинского семинария проходили с февраля 1919 г. по май 1920 г. в Студии драматического искусства А. О. Гунста в Москве. Заметки Игнатовой — единственный источник наших знаний о тематике занятий осенью 1919 г. В записной книжке Игнатовой, помимо прочего, содержатся отрывок из обзора Вяч. Иванова «О новейших теоретических исканиях в области художественного слова» (опубл.: 1922) и его сонет, посвященный О. Д. Каменевой. В статье также реконструируется биография Игнатовой, в 1950-е гг. дружившей с Анной Ахматовой.

Ключевые слова: Пушкинский семинарий под руководством Вячеслава Иванова, Наркомпрос, Н.И. Игнатова, Анна Ахматова
Константин Лаппо-Данилевский

К истории пушкинского семинария Вяч. Иванова 1919–1920 гг. (записи Н.И. Игнатовой)


DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-262-274
В статье рассматривается роман И. В. Одоевцевой «Ангел смерти» в контексте «лермонтовского кода» эмигрантской литературы первой волны. Анализируется использование нарративной стратегии ненадежного рассказчика, благодаря которой субъективное восприятие героини становится особым способом передачи опыта изгнания. Уделяется внимание интертекстуальным связям с одноименной поэмой М. Ю. Лермонтова. Делается вывод о том, что обращение к творчеству поэта обеспечивает сохранение культурных корней и формирует язык художественного осмысления эмигрантского бытия.

Ключевые слова: И. В. Одоевцева, «Ангел смерти», М. Ю. Лермонтов, ненадежный рассказчик, эмигрантская литература.
Владимир Кретов
Лермонтовский код и фигура «ненадежного рассказчика» в романе И. В. Одоевцевой «Ангел смерти»


DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-275-286
В статье анализируются поэтические сборники А. Штейгера «Дважды два — четыре» и А. Головиной «Городской ангел» в аспекте функционирования в них сенсорных образов, а именно — зрительных. Выявляется, что доминирующими являются образы ночи и огня/крови. Отмечается, что, по сравнению с А. Штейгером, А. Головина чаще обращается к использованию зрительных характеристик и к сенсорике в целом, но образы, используемые поэтессой, менее разнородны.

Ключевые слова: поэзия русского зарубежья, А. Штейгер, А. Головина, поэтика, сенсорные образы, зрительные образы
Полина Мезенцева
Сопоставление зрительных образов в лирике А. С. Штейгера и А. С. Головиной
DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-287-311
Впервые публикуются с обширными комментариями тексты записной книжки Хармса, а также хранящихся вместе с ней в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН отдельных листов с записями, датированные 1925–1935 годами.

Ключевые слова: Даниил Хармс, ОБЭРИУ, записная книжка, комментарий.
Александр Кобринский
Из неопубликованной записной книжки Даниила Хармса
DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-312-365
В статье на примере книги И. М. Нусинова «Пушкин и мировая литература» (1941) не только рассматриваются истоки идеологической кампании против «безродного космополитизма», но и намечается проблематика преодоления филологической наукой 1940-х раннесоветского интернационального импульса. Усиление «национальной» тенденции в подходе к «классическому» литературному канону по-новому поставило вопрос о месте Пушкина в мировой литературе, который активно обсуждался еще с середины 1920-х годов. В работе прослеживается методологическая трансформация от сравнительно-исторического подхода в решении этого вопроса, представленного, например, в сборнике «Пушкин в мировой литературе» (1926), к доминированию национализирующего дискурса, достигшего своего апогея в кампании против «безродного космополитизма» 1948–1949 годов. Центральное место в исследовании занимает анализ процесса подмены академической дискуссии о «европеизме» Пушкина прямыми политическими обвинениями, что привело к маргинализации значительного пласта пушкиноведческих исследований. В статье также показано, каким образом в позднесталинский период происходили идеологическая интенсификация литературной критики и радикальный пересмотр академического наследия 1920-х годов.

Ключевые слова: история советского литературоведения, советское пушкиноведение, И. М. Нусинов, А. С. Пушкин, классический канон, мировая литература, борьба с космополитизмом, идеология и филология
Дмитрий Цыганов
Интернационализм Пушкина у истоков «Безродного космополитизма»: Эпизод из истории советской филологической науки 1920–1940-х годов
DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-366-386
Фрагмент историко-литературного комментария к рабочим блокнотам Ахматовой освещает фигуру участника первого петербургского Цеха поэтов (1911–1914) Владимира Степановича Чернявского (1889–1948), знаменуя собой закладку конспекта будущего биографического медальона характерного представителя эстетических исканий 1910-х годов.

Ключевые слова: Цех поэтов, Анна Ахматова, Владимир Чернявский, Владимир Шилейко, Александр Блок, Вера Комиссаржевская.
Роман Тименчик
Из именного указателя к записным книжкам Ахматовой. Цех поэтов: Владимир Чернявский
DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-387-416
Статья посвящена описанию стиха В. Т. Шаламова — одной из наиболее актуальных проблем в исследованиях об авторе. Работа представляет собой первое описание метрического репертуара поэта, который включает 1278 произведений, 23 110 строк. Данные по метрике Шаламова сопоставляются с данными по метрике поэтовсовременников — авторов Серебряного века и советского периода.

Ключевые слова: поэзия советского периода, стиховедение, русский стих XX века, метрический репертуар, поэзия В. Т. Шаламова
Людмила Мовчан
Метрический репертуар В. Т. Шаламова
DOI: 10.48612/sum/2025-21-3-4-417-434
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda