БЮЛЛЕТЕНИ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ПРЕССЕ НАЧАЛА XX ВЕКА
В исследовании анализируются сообщения о состоянии здоровья Л. Н. Толстого, устанавливаются факты появления первых сообщений о здоровье писателя, выявляется роль бюллетеней о здоровье Толстого, анализируются открытые письма Толстого, призывающие не обсуждать личную жизнь писателя в прессе. В статье анализируется влияние сообщений о здоровье писателя на читающую публику.
Ключевые слова: Л. Н. Толстой, здоровье, корреспонденции, информационное пространство.
Диана Матвеева
ФУНКЦИИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПОВЕСТИ Ю.Н. ТЫНЯНОВА «ВОСКОВАЯ ПЕРСОНА»
Данная статья посвящена влиянию философии витализма (А. Бергсон) на научное и художественное творчество Ю. Тынянова. По мнению автора статьи, эксперимент Тынянова в прозе (особая точка зрения героев на окружающие предметы, стилистика текстов, напоминающих в определенные моменты киносценарий, и монтажный принцип композиции) показывает возможность искусства создавать иллюзию длительной и изменчивой реальности в восприятии читателя.
Ключевые слова: Ю. Тынянов, А. Бергсон и теория формальной школы, кинематографичность восприятия, приемы крупного плана и монтажа в литературном произведении.
Елена Глуховская
ЭЛЛИС В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ
В статье рассматривается созданный в воспоминаниях современников образ поэта, теоретика и критика русского символизма Эллиса. При помощи сопоставительного анализа (с привлечением эпистолярных и художественных материалов) выявляются доминантные черты личности Эллиса и прослеживается процесс формирования и изменения его образа у разных мемуаристов.
Ключевые слова: Эллис, воспоминания современников, восприятие поэта, интертекстуальные связи.
Кристина Гарнова
МОТИВ СМЕНЫ ГАРДЕРОБА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
В статье анализируется мотив смены гардероба и его основные функции в романах Ф. М. Достоевского. Этот мотив играет важную роль в развитии сюжета, раскрытии характеров персонажей. Автор работы обращается к важным эпизодам романов, где прослеживаются функции мотива смены гардероба, с помощью которых обнаруживаются особенности и значение деталей в текстах Ф. М. Достоевского.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, мотив смены гардероба, детали костюма, одежда, функции смены гардероба.
Катажина Мруз
О СМЫСЛЕ СМЕНЫ ЗАГЛАВИЯ В РАССКАЗЕ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «ПОДРОБНОСТИ ЗАКАТА»
Статья посвящена проблеме смены заглавия одного из самых ярких рассказов В. Набокова.
Ключевые слова: В. Набоков, проза, «Подробности заката», «Катастрофа».
Ольга Ермакова
ТЕКСТ В ТЕКСТЕ РОМАНА С. ГАНДЛЕВСКОГО «<НРЗБ>»
Статья посвящена анализу проблемы «текст в тексте» в романе С. Гандлевского «НРЗБ» с точки зрения семиотики.
Ключевые слова: Гандлевский, текст, семиотика.
Ольга Жиронкина
ТВОРЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ К. Д. БАЛЬМОНТА И В. Я. БРЮСОВА КАК ПОЭТИЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ
Статья касается вопроса литературных взаимосвязей Бальмонта и Брюсова в свете их поэтического состязания. Рассматриваются существующие работы по данной тематике, а также дается анализ критических замечаний и высказываний в корреспонденции самих поэтов. Исследование выдвигает новые термины для описания специфики взаимосвязей поэтов — поэтическое состязание и состязательные стихотворения.
Ключевые слова: Серебряный век в русской поэзии, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, сравнительное литературоведение.
Ольга Макаревич
«МЕЛОЧИ АРХИЕРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ» Н. С. ЛЕСКОВА В КРИТИКЕ КОНЦА 1870 — НАЧАЛА 1880-х гг.
В статье рассматривается реакция отечественной периодической печати — светской и церковной — на издание очерков Н. С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни» (1878 г.). Сопоставляются авторский замысел и интерпретация, которая прослеживается в отзывах и критике. Предпринимается попытка выявить причины запрещения произведения в 1880-х гг.
Ключевые слова: творчество Н. С. Лескова, «Мелочи архиерейской жизни», архиепископ Смарагд (Крыжановский), периодическая печать, цензура.
Татьяна Ефремова
ПРИЗРАЧНОЕ ПОЛЕ БИТВЫ СЕБАСТЬЯНА НАЙТА: МУЖЕСТВЕННОСТЬ И РЫЦАРСТВО В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА
В работе рассматривается неоднозначность мотивов мужественности и рыцарства в романе В. В. Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта» и их связь с субъектной организацией произведения. В качестве дополнительных источников в статье используются ранние стихи В. В. Набокова, с помощью которых рассматриваются особенности образности, связанные с рыцарской тематикой. Анализ сконцентрирован на том, как идея мужественности в романе «Истинная жизнь Себастьяна Найта» реализуется с помощью идеи рыцарства и соотносится с творчеством, странствием и женственностью.
Ключевые слова: стихи В. В. Набокова, «Истинная жизнь Себастьяна Найта», мужественность, рыцарство.
Эльмира Александрова
ГАЗДАНОВСКИЕ КУХАРКИ В СВЕТЕ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ
Статья посвящена знаменательным эпизодам романа Гайто Газданова «Вечер у Клэр» (1929), объединенным героями одного социального слоя. Анализ сцен о кухарках вскрывает рецепцию образа «ленинской кухарки» (получившего распространение благодаря политическому плакату И. П. Макарычева и С. Б. Раева 1925 г.) как символа «подмены» социальных ролей, социального безвременья, что отражает реальный исторический контекст. Толкование означенных фрагментов расширяется за счет привлечения интертекстуального комментария.
Ключевые слова: Газданов, «Вечер у Клэр», кухарка, революция.
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.