В статье на материале неопубликованного письма Э. К. Метнера к Е.А. Зноско-Боровскому реконструируется история взаимоотношений двух книгоиздательств, «Аполлон» и «Мусагет». Делается вывод о неоднозначной позиции «Аполлона» в восприятии современников и о специфике издательского дела 1910-х гг.
Ключевые слова: русская литература 1910-х годов ХХ века, Серебряный век, символизм, акмеизм, журналистика, книгоиздательство, Аполлон, Мусагет, Метнер, Зноско-Боровский, Вяч. Иванов, Гумилев.
Елена Глуховская, Александра Чабан
«АПОЛЛОН» И «МУСАГЕТ»: МЕЖДУ БОРЬБОЙ И КОМПРОМИССОМ (К ИСТОРИИ ОДНОГО ПИСЬМА)
Нарративная структура знаменитого раннего рассказа Чехова (1885) рассматривается в ряде планов: освежения повествовательных штампов, соперничества между знахарством и медициной, нарративизации списка (антропонимов), иронического обыгрывания словесной магии, колебаний самого автора между медициной и литературой.
Статья посвящена анализу понятия «второй ряд» литературы. Анализируются теоретическое и практическое употребление этого термина.
Ключевые слова: второй ряд, литература, литературный процесс, история литературы, критика, массовая литература.
Александр Кобринский
К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОГО РЯДА (на материале русской литературы ХХ века)
Статья посвящена анализу понятия «второй ряд» литературы. Анализируются теоретическое и практическое употребление этого термина.
Ключевые слова: второй ряд, литература, литературный процесс, история литературы, критика, массовая литература.
Александр Кобринский
К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОГО РЯДА (на материале русской литературы ХХ века)
В статье предлагается анализ цикла стихов И. Ф. Анненского «Тихие песни» с целью выявления характерных черт «последних песен» и специфики их реализации в данном конкретном цикле. Это дает читателю возможность быть сопричастным акту письма в процессе «замедленного» чтения и воплотить органически присущую текстам Анненского автореферентную актуализацию.
Ключевые слова: И. Ф. Анненский, жанровая рецептивная установка, «последние песни», циклическое единство, интерпретативные модели, направление читательской конкретизации.
Алиса Паутова
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИИ «ПОСЛЕДНИХ ПЕСЕН» В ИТОГОВОЙ КНИГЕ СТИХОВ И. Ф. АННЕНСКОГО «ТИХИЕ ПЕСНИ»
В статье пересматривается общераспространенное представление о генетической связи стихотворений «Обезьяна» В. Ф. Ходасевича (1919) и «С обезьяной» И. А. Бунина (1907). Как показывает обследование литературных и мемуарных источников, нищий балканец (чаще всего серб), просящий милостыню на дачах с обезьянкой и бубном (шарманкой) – фигура для первых десятилетий XX в. до такой степени привычная, что отсылка к бунинским стихам не была нужна ни Ходасевичу, ни его аудитории; за все совпадения между двумя текстами отвечает реальность, а не литература.
Ключевые слова: В. Ф. Ходасевич, «Обезьяна», реальный комментарий, сербы в России начала XX в., Первая мировая война в русской поэзии.
Всеволод Зельченко
К СТОЛЕТИЮ ОДНОГО РУКОПОЖАТИЯ Действительность и литература в «Обезьяне» В. Ф. Ходасевича
Статья посвящена анализу «Абиссинских песен» Н. С. Гумилева, написанных в жанре кыне. В контексте проблемы жанра осуществляется интерпретация цикла на реалистическом и аллегорическом уровнях.
Ключевые слова: Серебряный век, акмеизм, Н. Гумилев, кыне, аллегория, поэтический цикл.
Алексей Дубовцев
К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРА «АБИССИНСКИХ ПЕСЕН» Н. С. ГУМИЛЕВА
В статье рассматриваются взгляды Николая Лескова и Павла Флоренского на православие, старообрядчество, традиции иконописи, влияние творчества Лескова на формирование взглядов Флоренского.
Ключевые слова: Николай Лесков, Павел Флоренский, вера, православие, старообрядчество, иконография, святочные рассказы.
Елена Шкапа
Н. С. ЛЕСКОВ КАК ПРЕДТЕЧА П. А. ФЛОРЕНСКОГО
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.