В статье реконструируется биография забытого поэта 1830–1840-х годов Я.А. Щеткина, близкого знакомого семьи Майковых, который вместе с И.А. Гончаровым издавал рукописную сатирическую газету.
Ключевые слова: Щеткин, Гончаров, семья Майковых, русская поэзия XIX века.
Алексей Балакин
ИЗ РАЗЫСКАНИЙ О ЛИТЕРАТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ МОЛОДОГО ГОНЧАРОВА: ПОЭТ ЯКОВ ЩЕТКИН
В статье рассматривается деятельность драматурга Н А Полевого. Предпринимается попытка выявить жанровые особенности написанных Полевым водевилей путем сопоставления их со сложившимся жанровым каноном.
Ключевые слова: драматургия, водевиль, жанр, Н А Полевой.
Анастасия Басенко
Н. А. ПОЛЕВОЙ — ВОДЕВИЛИСТ
В статье предпринята попытка анализа одного из самых загадочных стихотворений В.Ф. Ходасевича «Окна во двор» как эксперимента, находящегося на грани «антипоэзии». В качестве «конструктивного принципа» стихотворения выявляется прием последовательной «абсурдизации» содержания и формы. Уточняются ключевые для сборника «Европейская ночь» мотивы, переосмысливается связь стихотворения с его возможными источниками.
Ключевые слова: творчество В.Ф. Ходасевича, «Окна во двор», «Европейская ночь», поэтический эксперимент, абсурд как прием.
Виктория Буяновская
«ОСМЫСЛЕННЫЙ АБСУРД» В СТИХОТВОРЕНИИ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА «ОКНА ВО ДВОР»
В статье подробно рассматриваются исторические источники пьесы А.Г. Глебова «Загмук» (1923–1925), определяется связь сюжета пьесы с идеями культурных антропологов и ассириологов начала XX века, устанавливается возможность участия консультанта пьесы В.К. Шилейко в разработке ономастики, мотивов и фабулы текста.
Ключевые слова: вавилонский Новый год, А.Г. Глебов, В.К. Шилейко, советская драматургия 1920-х годов.
Владимир Емельянов
ВАВИЛОНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (об источниках пьесы А. Г. Глебова «Загмук»)
Статья посвящена поэтическому сборнику «Опыт Русской Анфологии», изданному Михаилом Алексеевичем Яковлевым в 1828 году. Анализ возможных источников сборника и реконструкция литературного контекста, в котором он возник, позволяет обозначить связь между традицией «легкой поэзии» и эпиграммами, взятыми из Греческой Антологии, и, основываясь на этом, описать процесс развития поэтических сборников начала XIX века.
«ОПЫТ РУССКОЙ АНФОЛОГИИ» М. ЯКОВЛЕВА В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1820-х ГОДОВ
В статье рассматривается возможность применения теории фикциональности при анализе литературных мистификаций. Разводятся понятия собственно литературной мистификации и квазимистификации. Предпринимается попытка определить место и роль мистификации как фикционального текста в литературе и культуре на примере «Велесовой книги».
Ключевые слова: «Велесова книга», литературная мистификация, квазимистификация, фикциональность художественного текста.
Ани Петрс
ПРИЗНАКИ ФИКЦИОНАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ МИСТИФИКАЦИИ (на примере «Велесовой книги»)
В статье анализируется ранний рассказ Андрея Платонова «Невозможное» с позиции интермедиальности в литературе, текст сопоставляется с музыкальным произведением. Задействуются факты биографий Бетховена и Платонова, привлекается эпистолярное наследие писателя и более широкий контекст ранних произведений в попытке проникнуть в творческую лабораторию.
Ключевые слова: творчество Андрея Платонова, «Невозможное», «Лунная» соната Бетховена, пролетарская литература, синтез поэзии и прозы.
Дарья Сапрыкина
ОБ ОДНОМ УПОМИНАНИИ «ЛУННОЙ» СОНАТЫ Л. ВАН БЕТХОВЕНА В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА «НЕВОЗМОЖНОЕ»
В статье предпринята попытка анализа рассказа Ф.М. Достоевского «Бобок» в аспекте жанра разговоры в царстве мертвых. Контурно намечено его развитие на русской почве и функционирование отдельных элементов жанровой поэтики в газетно-журнальном контексте 1870-х годов. Проанализировано жанровое влияние этого фельетонного контекста на рассказ Достоевского и на отдельные творческие решения писателя.
Ключевые слова: творчество Ф.М. Достоевского, «Бобок», жанр «разговоры в царстве мертвых», газетные фельетоны 1870-х годов.
Марсель Хамитов
ФЕЛЬЕТОННЫЙ ИЗВОД АНТИЧНОГО ЖАНРА: РАССКАЗ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БОБОК»
В работе рассматривается обращение Аполлона Григорьева к образам героев Жорж Санд сквозь призму его религиозного умонастроения. Объясняется стремление поэта к литературному опыту создания драмы. Освещена оценка творчества Жорж Санд Григорьевым с позиции его литературно-критической деятельности.