В статье выявляется круг возможных источников Косинской редакции «Жития Моисея, архиепископа Новгородского» и описываются принципы работы редактора, новгородского подьячего Бориса Козынина.
Статья содержит дополнения к текстологическому и историко-литературному комментарию к знаменитому стихотворению А.С. Пушкина. На основе анализа черновых набросков «Бесов» в двух рабочих тетрадях поэта (ПД 838 и ПД 841) предлагается пересмотреть их абсолютные и относительные датировки, что позволяет примирить существующие хронологические и логические противоречия в истории текста. В круг вероятных источников стихотворения вводится шутливая сатирическая поэма К.Н. Батюшкова «Видение на берегах Леты» (1809), реминисценции из которой подчеркивают «арзамасский пласт» «Бесов», а также иллюстрируют принципы поздней поэтики Пушкина в отношении работы с «чужим словом».
Статья посвящена рассказу С. Д. Кржижановского «Квадратурин», чтение которого опирается на две теории, обнаруживающие определенное сходство между собой, — концепцию гетеротопии М. Фуко и идею литературного сверхтекста В. Н. Топорова. Такой методологический синтез позволяет, с одной стороны, определить функцию интертекстуальных связей рассказа, с другой — вписать данный текст в литературную традицию, выявить его специфические черты.
Ключевые слова: С. Д. Кржижановский, пространство, гетеротопия, коммунальный текст, петербургский текст.
Варвара Васильева
РАССКАЗ С. Д. КРЖИЖАНОВСКОГО «КВАДРАТУРИН»: К ВОПРОСУ О «КОММУНАЛЬНОМ ТЕКСТЕ» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматривается «Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород», которая находится во многих летописях XV–XVI веков. Анализируются идеологические и художественные особенности редакций данного произведения.
Ключевые слова: «Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород», новгородский поход Ивана III 1471 года, летописание XV–XVI веков.
Наталья Демичева
СПЕЦИФИКА РЕДАКЦИЙ «МОСКОВСКОЙ ПОВЕСТИ О ПОХОДЕ ИВАНА III ВАСИЛЬЕВИЧА НА НОВГОРОД»
В статье рассматривается специфика функционирования воспоминания в прозе «младшего» поколения эмиграции «первой волны». На материале двух ранних рассказов В.С. Варшавского реконструируется концепция памяти в его произведениях. Делается предположение, что раскрываемая в оппозиции я — другой «рассеянная» память в прозе Варшавского следует концепции памяти в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Ключевые слова: В.С. Варшавский, «русский Монпарнас», «младшее» поколение русской эмиграции, концепция памяти, герой, Ф.М. Достоевский, роман «Подросток».
Виктор Димитриев
«РАССЕЯННАЯ» ПАМЯТЬ В ПРОЗЕ В. С. ВАРШАВСКОГО 1920–1930-Х ГОДОВ
В статье анализируется история цикла стихотворений Вольфа Эрлиха, посвященного его другу по эту Николаю Ильину (Нил ли). Стихи Эрлиха исследуются в контексте его биографии, а также на фоне теории Вяч. Иванова о Дионисе и «дионисийстве», которая повлияла на Эрлиха. В приложении впервые публикуются эти стихи.
ВОЛЬФ ЭРЛИХ И НИКОЛАЙ ИЛЬИН (НИЛЛИ): ВАКХАНТЫ И ИВАНОВСКИЙ ПОДТЕКСТ
Анализируются особенности интерпретации драмы А. П. Чехова «Три сестры» в испанском переводе Э. Подгурского. Выявляются два значимых уровня исходного текста: понятийно-тематический и интонационно-синтаксический — при успешной интерпретации которых возможно воссоздание приближенного к оригиналу идейно-эстетического воздействия драмы.
Ключевые слова: А. П. Чехов, перевод, интерпретация, драма, Испания.
Елена Кочегарова
ПЕРЕВОД КАК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ («Три сестры» А. П. Чехова на испанском языке)
В статье рассматриваются русские и скандинавские комедии XVIII века, повествующие о юноше, возвратившемся на родину из Парижа, проводится сравнительный анализ русских и шведских переделок пьесы Л. де Буасси «Француз в Лондоне».
Ключевые слова: Л. Хольберг, Л. Буасси, Д. Фонвизин, К. Гюлленборг, русская литература XVIII века, шведская литература XVIII века, датская литература XVIII века.
Михаил Люстров, Андрей Люстров
СЕВЕРНЫЕ ПЕТИМЕТРЫ, ИЛИ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ЛИ ВОСПИТАННОМУ ЮНОШЕ ПОСЕЩАТЬ ПАРИЖ?
В статье рассматривается участие К.К. Вагинова в Ленинградском отделении Всероссийского Союза поэтов — одной из крупнейших писательских организаций Ленинграда 1920-х годов. На основании обширного архивного материала делается вывод как о позиции Вагинова в Союзе, так и о месте самой организации в литературном процессе того времени.
Ключевые слова: Вагинов, Ленинградский Союз поэтов, литература 1920-х годов, социология литературы.
Александра Пахомова
КОНСТАНТИН ВАГИНОВ В ЛЕНИНГРАДСКОМ СОЮЗЕ ПОЭТОВ
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.