Летняя школа по русской литературе. 2016. Т. 12. № 4

В статье рассматриваются экспрессивные телесные образы в поэзии Багрицкого. В рамках концептуального поля «здоровье — болезнь» исследуются два противоположных полюса физического состояния организма и ассоциативные связи, дающие более полное представление об особенностях мироощущения Багрицкого. Гиперболизм и напряженность придают здоровому миру болезненные черты, а повышенная физиологичность, тотальная соматизация, гротеск, динамичность становятся средствами достижения предельной экспрессивности, характерной для творческой манеры поэта.

Ключевые слова: Эдуард Багрицкий, экспрессивность, концептуальное поле, концепт, здоровье, болезнь.
Дарья Башкайкина
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОЛЯ «ЗДОРОВЬЕ — БОЛЕЗНЬ» В ЛИРИКЕ ЭДУАРДА БАГРИЦКОГО
В статье азартная игра рассматривается не столько с традиционной романтической или «мифологической» точки зрения, сколько как экономическая метафора, отражающая тенденции социально-экономического развития Российской империи до и после отмены крепостного права. Материалом для рассмотрения служат роман А. В. Дружинина «Жюли», написанный в эпоху застоя «мрачного семилетия», и «Игрок» Ф. М. Достоевского, время создания которого традиционно трактуется как эпоха экономического подъема.

Ключевые слова: азартная игра, экономическая метафора, Ф. М. Достоевский, «Игрок», А. В. Дружинин, «Жюли».
Ульяна Башко
АЗАРТНАЯ ИГРА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА (на примере «Жюли» А. В. Дружинина и «Игрока» Ф. М. Достоевского)
В статье рассматривается влияние философии А. Шопенгауэра на позднее творчество И. С. Тургенева на примере повестей «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич». Выявляются сюжетные мотивы, реализующие принадлежащую Шопенгауэру философскую концепцию мистической любви, проводится сопоставление сюжетных мотивов двух повестей и на основе анализа описывается сюжетный инвариант, реализующий идеи немецкого философа.

Ключевые слова: философская концепция любви, комплекс Эрос/Танатос, воля рода, инвариант сюжета, сюжетный мотив.
Ксения Высокович
ТУРГЕНЕВ И ШОПЕНГАУЭР
Статья посвящена феномену анакреонтики М.М. Хераскова (1733–1807) и критическому рассмотрению ее интерпретации, предложенной в статье Г.А. Гуковского «Об анакреонтической оде» (1927). Особое внимание уделено поэтике и метрическому репертуару русских анакреонтических од XVIII столетия, а также русскому и европейскому контексту произведений Хераскова в этом жанре.

Ключевые слова: русская литература XVIII века, анакреонтика, рецепция античности, поэзия, поэтика, А.П. Сумароков, М.М. Херасков.
Константин Лаппо-Данилевский
АНАКРЕОНТИЧЕСКИЕ ОДЫ М. М. ХЕРАСКОВА
В работе приводятся итоги интервью у 14 русских современных поэтов. Вопросы интервью группируются вокруг темы «Поэт и компьютер».

Ключевые слова: современная русская поэзия, техника письма, компьютер.
Олег Лекманов
"НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ RAMBLER", ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ ПЕРЕД КОМПЬЮТЕРОМ: 14 ВАРИАНТОВ
В статье рассматривается источник очерка Н. С. Лескова «Сентиментальное благочестие» — отзыв в журнале «Русский рабочий» на заседании особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения. Сопоставление текстов позволяет сопоставить позицию Лескова как писателя и как чиновника. Также публикуется текст отзыва.

Ключевые слова: Н. С. Лесков, «Сентиментальное благочестие», рестокизм, «Русский рабочий», Ученый комитет Министерства народного просвещения.
Ольга Макаревич
Н.С. Лесков и журнал «Русский рабочий»: к истории русского редстокизма
Можно ли примирить постулировавшую русскими авангардистами установку на письмо с чистого листа и их пристрастие к сюжетам с убийством Пушкина и Толстого? Как показано в этой статье, нельзя. Символическая казнь литературных «отцов», осуществленная сначала в художественных произведениях и манифестах Маяковского и Хлебникова, а затем в «СНЕ двух черномазых ДАМ» Хармса, — яркое свидетельство учета всеми тремя авангардистами существующей традиции. Более того, сюжетом об убийстве они меняли баланс сил в свою пользу: принижение и осмеяние Пушкина, Толстого и других бросаемых с парохода современности авторов должно было обеспечить авангардистам те доминантные позиции, которые по праву занимали побиваемые классики.

Ключевые слова: авангард, В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Хармс, кубофутуристические манифесты, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, символическое убийство отцовской фигуры.
Лада Панова
АВАНГАРДНЫЙ КОМПЛЕКС «МНИМОГО СИРОТСТВА»: СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ ОТЦОВСКИХ ФИГУР
В статье рассматривается проблема самоидентификации в лирике Анны Горенко. Поэтесса пытается идентифицировать себя через тело, гендер, имя, метаморфозы, социальный статус.

Ключевые слова: Анна Горенко, самоидентификация, поколение 1990-х, поэзия.
Андрей Романов
ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ЛИРИКЕ АННЫ ГОРЕНКО
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda