Статья посвящена проблеме объективности «Записок Екатерины Александровны Сушковой (Хвостовой)», которые являются ранним источником сведений о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Автором рассматриваются вопросы объективности автора, достоверности сведений, вопросы подлинности адресации «Сушковского цикла» М.Ю. Лермонтова, особенности издания текста «Записок» с 1869 по 1928 год.
ЗАПИСКИ Е. А. СУШКОВОЙ (ХВОСТОВОЙ) К вопросу об объективности источника
В заметке уточняется комментарий к книге И.А. Гончарова «Фрегат „Паллада“», двум примыкающим к ней очеркам — «Два случая из морской жизни» и «Из воспоминаний и рассказов о морском плавании», а также письмам писателя из кругосветного плавания.
ИЗ КОММЕНТАРИЕВ К «ПАЛЛАДСКИМ» ТЕКСТАМ И. А. ГОНЧАРОВА
В статье раскрывается роль текстов и образов древней Месопотамии в творчестве композитора и писателя Сергея Прокофьева. Установлен первоисточником текста его кантаты «Семеро их», раскрыто происхождение рассказа «Блуждающая башня», показана связь увлечений Прокофьева месопотамскими сюжетами с событиями политической жизни России в 1917–1918 годах.
ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА
Статья посвящена первой автобиографии в истории казахской литературы: автобиографии писателя Сабита Муканова. В работе на основе текстологического анализа произведений, а также с привлечением широкого культурного и политического контекста сделана попытка ответить на вопрос, какие цели ставили перед собой национальные авторы, создавая автобиографические тексты.
Ключевые слова: советская литература, казахская литература, литературный канон, автобиография, С. М. Муканов, Джамбул Джабаев, М. Горький.
Юлия Козицкая
КОНСТРУИРОВАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО НАРРАТИВА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВЕТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПИСАТЕЛЯ Повесть «Мои мектебы» Сабита Муканова
Статья посвящена сравнительному анализу образа Ивана Грозного в историческом и художественном нарративах на материале нескольких статей Н.И. Костомарова и его романа «Кудеяр». Также рассматривается генезис образа Ивана IV в работах историка.
Ключевые слова: Н.И. Костомаров, Иван IV Васильевич (Иван Грозный), нарратив, сюжет, персонаж.
Мария Лихинина
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА И РОМАНТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ Образ Ивана Грозного в творчестве Н. И. Костомарова
В статье рассмотрены связи сборника стихотворений Б. К. Лившица «Патмос» с текстом философа–мистика Я. Бёме «Aurora, или Утренняя заря в восхождении»: проанализированы образы, встречающиеся у обоих авторов, пересекающиеся сюжетные линии, почти дословное цитирование Бёме в некоторых стихотворениях «Патмоса». Анализ этих связей позволяет прояснить главный замысел сборника и интерпретировать обращение к различным мистическим и мифологическим сюжетам, главным из которых является миф об Атлантиде.
Ключевые слова: Б. К. Лившиц, «Патмос», Я. Бёме, символизм, мистика, Атлантида.
Наталья Маркова
«ПАТМОС» Б. К. ЛИВШИЦА И МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Я. БЁМЕ
В статье составляются две из трёх известных на сегодняшний день редакций победной песни Феофана Прокоповича «Епиникион» — на церковнославянском и польском языках. Проводится попытка соотнесения разных редакций произведения с восточнославянской и западноевропейской литературными традициями начала Петровской эпохи. С этой целью анализируются «общие места» в двух текстах, характерные для литературных традиций России и Западной Европы начала XVIII века.