Летняя школа по русской литературе. 2018. Т. 14. № 2-3

В статье рассматриваются повествовательные стратегии исходного варианта первой книги поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька» и первой редакции поэмы. Анализируются приемы вовлечения читателя в текст произведения.

Ключевые слова: русская литература XVIII века, И. Ф. Богданович, «Душенька», диалог с читателем, образ аудитории.
Ольга Балакерская
ПОЭМА И.Ф. БОГДАНОВИЧА «ДУШЕНЬКА»
К проблеме формирования диалога с читателем
во второй половине XVIII века
Статья посвящена «Последним песням» — последнему прижизненному сборнику Н. А. Некрасова, до сих пор не ставшему объектом монографического исследования с точки зрения поэтики. Выявление и анализ мотивационного каркаса сборника позволили сделать ряд наблюдений относительно смысловой и эмоциональной нагрузки отдельных текстов, а также общих принципов построения этой поэтической книги и ее восприятия современниками.

Ключевые слова: Н. А. Некрасов, сборник «Последние песни», поэтический мотив, авторская стратегия.
Софья Боленко
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СБОРНИКА Н. А. НЕКРАСОВА «ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ»
Образ великой княгини Александры Федоровны, дочери легендарной королевы Луизы Прусской и ученицы В.А. Жуковского с 1817 года, занимает центральное место в берлинских дневниках и произведениях поэта зимы 1820 — весны 1821 годов. Почитание великой княгини принимает в его творчестве форму религиозного ритуала, заимствованного из прусской придворно-романтической традиции. 6 (18) апреля 1821 года Жуковский обращает внимание на то, что великая княгиня использует во время вечерней молитвы особый молитвенник — письма своей матери — и восхищается «прелестной, трогательной мыслью обратить в молитву, в очищение души, в покаяние» воспоминания о королеве. В предлагаемой статье впервые устанавливаются источники и содержание этого священного «молитвенника» (компиляция отрывков из писем королевы Луизы, составленная ее подругой и биографом Каролиной фон Берг) и исследуется роль прусского национального мифа о королеве Луизе в формировании транснациональной (германо-российской) романтической религии Жуковского.

Ключевые слова: В.А. Жуковский, великая княгиня Александра Федоровна, прусская придворная традиция, поэтическая религия, миф королевы Луизы, транснациональный романтизм.
Илья Виницкий
«ЛУИЗИАДА» В. А. ЖУКОВСКОГО
Из истории одного молитвенника
В статье представлены результаты работы над письмом А.Н. Плещеева к Ф.М. Достоевскому от 4 августа 1858 года. Внимание сосредоточено на фрагменте письма, в котором говорится о некоем литераторе, продавшем свое произведение владельцу журнала «Русское слово» графу Г.А. Кушелеву-Безбородко, а затем перепродавшем это же сочинение другому издателю и уехавшем в Париж. Работа над документами III Отделения, воспоминаниями и эпистолярным наследием литераторов позволила выдвинуть гипотезу, что таинственным господином из письма Плещеева мог быть один из первых сотрудников «Русского слова» — Аполлон Григорьев.

Ключевые слова: А.А. Григорьев, А.Н. Плещеев, Ф.М. Достоевский, граф Г.А. Кушелев-Безбородко, Я.П. Полонский, «Русское слово».
Оксана Воробьева
«КУШЕЛЕВА, НАПРИМЕР, НАДУВАЮТ БЕЗБОЖНЕЙШИМ ОБРАЗОМ»
Гипотеза к одной фразе
В статье демонстрируются результаты обработки ряда произведений русской литературы первой половины XIX века функцией «stylo» одноимённого пакета языка программирования R. Среди исследуемых текстов — произведения А. Ф. Вельтмана, Ф. М. Достоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, В. Ф. Даля и других.

Ключевые слова: Digital Humanities, stylo, стилометрия, А. Ф. Вельтман, Ф. М. Достоевский, А. А. Бестужев-Марлинский, русская литература XIX века.
Анна Грачева
ВЕЛЬТМАН ИЛИ ДОСТОЕВСКИЙ?
Стилометрический анализ нескольких романов XIX века
В статье рассматривается влияние поэтики романа «Подросток» на повесть М. Агеева «Роман с кокаином». Обосновывается, что Агеев сознательно заимствует и переосмысливает один из ключевых фрагментов романа Достоевского. Проводится анализ функции двух этих фрагментов в сюжетно-композиционной структуре произведений в связи с функцией идеи, сна и воспоминания.

Ключевые слова: М. Агеев (М. Л. Леви), Ф. М. Достоевский, «Подросток», воспоминание, идея.
Виктор Димитриев
ПОДРОСТОК ВАДИМ МАСЛЕННИКОВ
О полемике с Ф. М. Достоевским в «Романе с кокаином» М. Агеева
В статье подробно рассматривается проблема комментирования записных книжек Даниила Хармса. Вскрываются ошибки и неточности комментария, который сопровождает публикацию записных книжек и дневников Хармса в Полном собрании сочинений. Уточняются имена, даты, факты, события, упомянутые Хармсом, а также устанавливается их связь с его художественным творчеством.

Ключевые слова: Д. И. Хармс, записные книжки, дневники, комментарий, Г. Майринк, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак.
Александр Кобринский
К ПРОБЛЕМЕ КОММЕНТИРОВАНИЯ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК ДАНИИЛА ХАРМСА
В статье, базирующейся на материалах Российского государственного архива литературы и искусства, рассматриваются проблемы творческой истории прозы и чеховских произведений Ю. К. Олеши, связанные с развитием и особенностями взаимоотношений писателя с различными людьми, которые имели непосредственное отношение к изданию его романа «Зависть», воспоминаний об А. Н. Толстом и однотомника «Избранные сочинения» (Ф. Ф. Раскольниковым, З. А. Никитиной, В. О. Перцовым и др.).

Ключевые слова: Олеша, «Зависть», А. Н. Толстой, З. А. Никитина, В. О. Перцов, текстология, творческая история, воспоминания.
Андрей Кокорин
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ПРОЗЫ Ю. К. ОЛЕШИ
Статья посвящена методам количественного анализа, при помощи которых рассматривается система социальных отношений и сюжетных функций персонажей различных пьес. Исследование опирается на методы, изложенные в статье В. А. Сапогова «Некоторые характеристики драматического построения комедии Островского „Лес“», и выделенные ученым количественные характеристики, среди которых занятость, частота появлений, мобильность, ранг, а также вероятность встреч персонажей. В данной статье методы количественного анализа применяются к некоторым пьесам 1870-х годов: «Лес» и «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Мертвая петля» и «Злоба дня» Н. А. Потехина, «Майорша» И. В. Шпажинского.

Ключевые слова: драма, количественный анализ, количественные характеристики, формальные методы, таблица-протокол, плотность, занятость, относительная частота появлений, мобильность, ранг, вероятность встреч.
Екатерина Колеватова
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ДРАМЫ XIX ВЕКА
(на материале пьес 1870-х годов)
В статье даются объяснения конфликту, разгоревшемуся между А. Белым и Ф. Сологубом в 1908 году. Выявляются противоречия, ставшие причиной для ссоры между литераторами, разбору подлежат критические работы обоих авторов. Преимущественно рассматриваются статьи А. Белого «Истекающие личины» и «Далай-лама из Сапожка».

Ключевые слова: журнальная полемика, критическая статья, диалектика, Ф. Сологуб, Андрей Белый.
Андрей Люстров
СВЕТОТЕНЬ АНДРЕЯ БЕЛОГО
Две статьи о сборнике Ф. Сологуба «Истлевающие личины»
В статье впервые публикуется отзыв Н. С. Лескова на книгу Н. А. Лебедева, посвященную митрополиту Макарию (Булгакову). У Лескова находит сочувствие замысел издания, однако его воплощение становится поводом для многочисленных критических замечаний.

Ключевые слова: Н. С. Лесков, рецензия, особый отдел Ученого комитета, митрополит Макарий (Булгаков), Н. А. Лебедев.
Ольга Макаревич
ТАКОЕ УМНОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ ВСЕМ ОДИНАКОВО НРАВИТЬСЯ...
Неизвестный отзыв Н. С. Лескова на книгу о митрополите Макарии (Булгакове)
В статье на примере ряда иллюстрированных детских книг 1920-х — начала 1930-х годов рассматривается исторический контекст появления сюжета о путешествующих с Запада в Советский Союз иностранцах.

Ключевые слова: путешествия, советская детская литература, МОПР, ВОКС, Интурист.
Павел Степанов
ПУТЕШЕСТВИЯ ИНОСТРАНЦЕВ С ЗАПАДА В «ЧУДЕСНУЮ СТРАНУ»
К вопросу о контексте появления сюжета в детской иллюстрированной книге 1920–1930-х годов.
В статье рассматривается рецепция творчества Андрея Белого Н. С. Гумилевым. Ряд отсылок к статьям Белого в письмах и рецензиях доказывает значительное влияние творчества младшего символиста на взгляды Гумилева. В вопросах поэтики, однако, Гумилев не принимал радикального новаторства Белого, сравнивая его с варваром. В рецензии на «Урну» критик поднимает вопрос о пути развития русской поэзии, подчеркивая свою позицию неприятия.

Ключевые слова: русская литература начала ХХ века, Н. С. Гумилев, А. Белый, символизм, литературная критика.
Александра Чабан
ПОЧЕМУ АНДРЕЙ БЕЛЫЙ СТАЛ «ВАРВАРОМ»
К вопросу о рецензии Н. С. Гумилева на книгу стихов «Урна»
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda