Летняя школа по русской литературе. 2019. Т. 15. № 2-3

При написании статей о Т. Готье Н.С. Гумилев активно пользуется книгой воспоминаний Э. Бержера, заимствуя из нее цитаты, интересные эпизоды, а также обрабатывая текст таким образом, чтобы факты, почерпнутые из книги, работали на создаваемый им образ Готье — образ поэта-победителя, обладающего неукротимым и жизнерадостным характером.

Ключевые слова: Н. С. Гумилев, Т. Готье, Э. Бержера, источник, воспоминания, биография.
Катерина Брылева
ВОСПОМИНАНИЯ ЗЯТЯ
Об одном источнике сведений Николая Гумилева о Т. Готье
В статье исследуется таинственное «завещание Сергея Есенина», напечатанное в американской воскресной газете в 1926 году и привлекшее к себе сочувственное внимание нескольких есениноведов. Автор устанавливает, что эта публикация представляет собой первую часть целого цикла фантастических мистификаций, напечатанных в American Weekly в 1920-1940-е годы и посвященных необыкновенным приключениям «этрусской вазы» с прахом Есенина и Айседоры Дункан. Этот цикл приписывается автором американскому журналисту-мистификатору Ивану Ивановичу Народному-Сибулю (1869–1953), названному ФБР «худшим мошенником», когда-либо эмигрировавшим в Америку из России. В статье реконструируется биография и «творческая деятельность» этого неутомимого мистификатора.

Ключевые слова: С. А. Есенин, А. Дункан, биографический миф, русский и американский балет, мистификации, Иван Иванович Народный.
Илья Виницкий
«ЗАВЕЩАНИЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»
История одной мистификации
В статье разбираются три недавние работы автора: разборы трех очень разных текстов — «Темных аллей» Бунина, «Двух капитанов» Каверина и «Личной жизни» Зощенко, — между которыми обнаруживаются интересные сходства. Одно состоит в том, как долго автору открывалась некая, теперь представляющаяся окончательной, разгадка структуры каждого из текстов. Другое, более неожиданное, — в том, что эти произведения объединяет общая черта: «авторский» мотив, встроенный в три совершенно несходных нарратива. Заключительный раздел статьи посвящен теоретическим выводам из выявленных аналогий.

Ключевые слова: И. А. Бунин, В. А. Каверин, М. М. Зощенко, М. М. Бахтин, Ю. К. Щеглов, структура, тема, разгадка, доминанта, стратегия, авторство, скрипт, поэтика выразительности.
Александр Жолковский
РАЗБОР ТРЕХ РАЗБОРОВ
Автоэвристические заметки
В статье комментируются записи Даниила Хармса в его записных книжках за 1925–1927 годы, относящиеся к кинематографу. Комментарий позволяет уточнить интересы поэта в области кино,
а также некоторые детали его биографии.

Ключевые слова: Даниил Хармс, ОБЭРИУ, записные книжки, кино.
Александр Кобринский
ХАРМС — КИНОЗРИТЕЛЬ
Из реального комментария к записным книжкам
Статья посвящена появлению и распространению в драматургии второй половины 1870-х годов пьес, посвященных различным финансовым махинациям и нациям. В статье комедия А. Н. Островского «Волки и овцы» сопоставляется с другими драматическими произведениями 1870-х годов, в сюжет которых включены описания экономических преступлений. Выявляется связь между характером интриги пьесы и формальной сюжетной схемой, построенной при помощи характеристик количественного анализа. Также демонстрируется, как пьесы с финансовой тематикой структурно отличаются от пьес с иным характером драматического конфликта.

Ключевые слова: драма, количественный анализ, количественные характеристики, формальные методы, сюжет, драматический конфликт, финансовые махинации.
Екатерина Колеватова
ФИНАНСОВЫЕ МАХИНАЦИИ И ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Сюжетные схемы и функции персонажей в русской драматургии второй половины 1870-х годов
Статья посвящена изучению «Разговора о счастье» (1797) Н. М. Карамзина в контексте истории идей. В качестве возможных источников рассматриваются сочинения А. Поупа, Ш. Бонне, Б. де Фонтенеля и А. Смита.

Ключевые слова: Н. М. Карамзин, история идей, русско-европейские литературные связи, А. Смит.
Олег Ларионов
К ИСТОЧНИКАМ «РАЗГОВОРА О СЧАСТИИ» Н. М. КАРАМЗИНА
В статье рассматривается, когда и при каких условиях повесть Н. В. Гоголя вошла в школьный канон. На материале хрестоматий и школьных программ определяется канонический потенциал текста, указывается на циркуляцию двух редакций в школьной литературе. Сложное соотношение версий 1835 и 1842 годов объясняется национальным зарядом повести.

Ключевые слова: литературный канон, Н. В. Гоголь, хрестоматии, школьная программа.
Андрей Люстров
ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»
Судьба двух редакций в школьном каноне
В статье рассматриваются русские переводные тексты XVII–XVIII веков, содержащие сведения о Гренландии и гренландцах, — раздел рукописного сборника конца XVII века из собрания Невоструева и басня Л. Хольберга «О гренландце» в переводе Д. И. Фонвизина. Утверждается, что при всем равнодушии русских авторов к арктической теме в русской литературе XVII–XVIII веков был сформирован образ Гренландии и гренландца.

Ключевые слова: Гренландия, Л. Хольберг, русская литература XVII–XVIII веков.
Михаил Люстров
ГРЕНЛАНДСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVII–XVIII ВЕКОВ
Статья посвящена явлению семантики понятия «жертва» и формированию его топики в памятниках древнерусской литературы XI–XIV веков. Исследование основано на материале разножанровых текстов и произведений; в результате анализа языковых данных и образных рядов описывается возникновение в литературе конфликта между греховной «внешней» жертвой и спасительной «внутренней» жертвенностью. Отдельно рассмотрена специфика образного воплощения жертвы в памятниках Борисоглебского цикла, отмечена особенность поэтики, заключающаяся в «ритуализации» художественного языка для описания жертвенного подвига, что свидетельствует об этапе перехода, ведущего к дальнейшему изменению коннотаций и семантического наполнения топоса жертвы.

Ключевые слова: жертва, топос жертвы, жертвенность, история понятий, поэтика древнерусской литературы, памятники Борисоглебского цикла.
Алексей Попович
ЖЕРТВА «ЖИВАЯ» И «МЕРТВАЯ»
Топос и разноречие контекста в книжности Древней Руси XI–XIV веков
Статья посвящена анализу (на материале произведений А. П. Чехова) появления описания ощущений и сознания заболевшего персонажа в русской литературе XIX века. Прослеживается дефиниция характерных смыслов, обогащающих и преобразующих базовую литературную ситуацию и усложняющую структуру нарратива.

Ключевые слова: нарратив, А. П. Чехов, литературный процесс.
Алина Соломонова
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СОЗНАНИЯ ЗАБОЛЕВШЕГО ПЕРСОНАЖА
(На примере произведений А. П. Чехова)
Статья посвящена киносценарию Е. И. Замятина на «Пиковую даму», в тексте которого содержатся ключевые детали и сюжетные приемы из нескольких произведений русского искусства. Через собственное кинематографическое переложение повести писатель предпринял попытку транслировать русскую культуру за рубежом. В статье показано, как Замятин, создавая сценарий, накладывает известные кадры из произведений П. И. Чайковского и Ф. М. Достоевского на незнакомую западному зрителю «пушкинскую» киноленту.

Ключевые слова: «Пиковая дама», Е. И. Замятин, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», кинематограф, сценарий.
Екатерина Тарасова
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА «ПИКОВАЯ ДАМА» ЕВГЕНИЯ ЗАМЯТИНА?
В статье рассматриваются стратегии самоопределения писателей из народа начала XX века в литературном процессе эпохи: употребление самоназваний, подчеркивавших их отличие от «писателей вообще», выстраивание собственной иерархии классиков, рефлексия художественных категорий.

Ключевые слова: писатель из народа, литературная традиция, преемственность, классик, самопрезентация.
Оксана Толстоноженко
К ВОПРОСУ О КОНСТРУИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПИСАТЕЛЕЙ-САМОУЧЕК В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье предпринята попытка обосновать значимость библейских аллюзий в очерке М.А. Булгакова «Часы жизни и смерти», опубликованном по случаю смерти В.И. Ленина. Анализ символического подтекста в произведении позволяет охарактеризовать его влияние на общий пафос булгаковского очерка и рассмотреть его функционирование в контексте смежных по времени работ, посвящённых смерти Ленина.

Ключевые слова: М.А. Булгаков, В.И. Ленин, библейский подтекст, советская литература.
Анастасия Трушина
ФУНКЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ ПОДТЕКСТОВ В ОЧЕРКЕ М. А. БУЛГАКОВА «ЧАСЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ»
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda