Летняя школа по русской литературе. 2020. Т. 16. № 3-4

Статья посвящена выявлению в романе А. Битова «Преподаватель симметрии» концепции текста как экзистенциального феномена, функционирующего в процессе создания и рецепции заложенных в нем смыслов. Альтернативные возможности текста концептуализировались Битовым как способ понимания бытия, закрепления авторских концепций в культуре, а также как перспектива их тиражирования, неизбежного искажения и профанации. Определяются формы изменения авторского замысла при воплощении его в тексте и формы жизни текста в культурной традиции.

Ключевые слова: А. Битов, «Преподаватель симметрии», текст, рецепция, эволюция авторского замысла, культурная традиция.
Екатерина Буханова
СУДЬБА ТЕКСТА В РОМАНЕ А. БИТОВА «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СИММЕТРИИ»
В статье представлен текстологический анализ двух печатных изданий романа В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализируется трансформация содержательных, структурных, стилевых черт, произошедшая при переделке журнального варианта произведения в книжный.

Ключевые слова: военная проза, В.П. Астафьев, «Прокляты и убиты», текстологический анализ.
Анастасия Именных
ДВА ВАРИАНТА РОМАНА В. П. АСТАФЬЕВА «ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ»
К истории публикации
И. А. Бунин остро реагировал на любую попытку назвать его роман «Жизнь Арсеньева» автобиографией и активно выступал в печати против таких заявлений. В настоящей статье рассматривается, как писатель, понимавший неизбежность сравнений, использовал свой роман в качестве инструмента для точечной корректировки собственной биографии через идеализированный образ Алексея Арсеньева. В этом Бунину помогла и жена, написавшая идеологизированную биографию мужа — «Жизнь Бунина». В итоге становится возможным наблюдать сложные отношения между вымыслом и биографией.

Ключевые слова: И. А. Бунин, «Жизнь Арсеньева», биография, автобиография, спекуляция, идеология, В. Н. Муромцева, «Жизнь Бунина», С. Я. Надсон.
Максим Щавлинский
«ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА» И «ЖИЗНЬ БУНИНА» КАК СПОСОБ СОЗНАТЕЛЬНОЙ СПЕКУЛЯЦИИ НА БИОГРАФИИ
В статье проводится анализ композиционного и риторического построения ряда прозаических панегириков, посвященных Полтавской победе 1709 года. Исследование проводится на материале трех проповедей Стефана Яворского 1709 и 1716 годов и двух проповедей Феофана Прокоповича 1709 и 1717 годов. В центре внимания находятся различия способов построения ранних и поздних панегириков в честь Полтавской победы.

Ключевые слова: Полтавская победа, панегирик, композиция, Стефан Яворский, Феофан Прокопович.
Артем Трофимов
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПАНЕГИРИКОВ В ЧЕСТЬ ПОЛТАВСКОЙ ПОБЕДЫ (на материале творчества Стефана Яворского и Феофана Прокоповича)
В статье представлен анализ «Энхиридиона» философа-стоика Эпиктета, переведенного Антиохом Кантемиром с древнегреческого языка на русский. В первой части статьи предоставляется краткий обзор контекста до возникновения текста Кантемира. Во второй части устанавливается источник, который стал основой перевода Кантемира. Автор приходит к выводу, что источником для Кантемира послужило издание 1711 года. Далее анализируется текст Кантемира.
Чтобы выяснить особенность перевода Кантемира, автор сопоставляет его с текстом Григории Полетики. Делается вывод о том, что в переводе Кантемира главной характеристикой является лаконизм.

Ключевые слова: греческое стоическое сочинение, переводная деятельность XVIII века в России, источник, стиль.
Хэн Фу
«ЭНХИРИДИОН» ЭПИКТЕТА: переводы А. Д. Кантемира и Г. А. Полетики
В статье на основании анализа переписки И. А. Гончарова и его ближайших родственников, а также воспоминаний о нем реконструируются мотивы, которыми руководствовался писатель, составляя свое первое завещание. Как известно, Гончаров большую часть своего наследства оставил вдове своего покойного слуги и троим ее детям. Автор статьи показывает, каким образом зрело это решение и почему именно осенью 1879 года было составлено первое завещание. В статье также делается попытка более взвешенного анализа мемуаров А. Н. Гончарова о своем дяде-писателе, которые ранее считались гончароведами и предвзятыми и недостоверными.

Ключевые слова: И. А. Гончаров, завещание, переписка, наследственное право Российской Империи.
Алексей Балакин
ВОКРУГ ЗАВЕЩАНИЯ И. А. ГОНЧАРОВА
Статья посвящена сборнику М. В. Крестовской «Уголки театрального мирка» (1885). Центральная тема повестей, входящих в этот сборник, — пагубное влияние театральной среды на жизни и судьбы людей. Как показано в статье, проблемы, поднятые в сборнике, — пошлость и разврат театрального закулисья, бесчувственность артистов и их глухота к проблемам друг друга, беззащитность актрис — были актуальны для русского театра в период создания повестей.

Ключевые слова: М. В. Крестовская, история русского театра, закулисье, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова.
Мария Асташенкова
СБОРНИК М. В. КРЕСТОВСКОЙ «УГОЛКИ ТЕАТРАЛЬНОГО МИРКА» КАК ПРИМЕР РУССКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОЗЫ 1880-Х ГОДОВ
Статья посвящена изучению концепта любви в лирической повести В.Я. Брюсова «Декадент». Анализируются особенности и основные компоненты этого концепта, демонстрируются этапы его эволюции в повести, а также влияние на становление основных образов, тем, мотивов и приемов в творчестве писателя (темы русского декадентства, мотивы спиритизма и игры-мистификации, образ сверхчеловека и его двойника и др.).

Ключевые слова: любовь-игра, любовь-рок, любовь-смерть, сверхчеловек, спиритизм, В.Я. Брюсов.
Анастасия Полумордвинова
ЛЮБОВЬ-ИГРА, ЛЮБОВЬ-РОК И ЛЮБОВЬ-СМЕРТЬ В ЛИРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ В.Я. БРЮСОВА «ДЕКАДЕНТ»
Статья посвящена анализу взаимосвязей традиции литературного натурализма и русского символистического романа. Как мы покажем, роман Ф. Сологуба «Мелкий бес» создавался под влиянием натуралистического нарратива о неврастении и дегенерации, в качестве примера которого выбран сборник рассказов А.В. Амфитеатрова «Психопаты».

Ключевые слова: натурализм, символизм, неврастения, дегенерация, Ф. Сологуб, А.В. Амфитеатров.



Дмитрий Зайцев
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ О НЕВРАСТЕНИИ И ДЕГЕНЕРАЦИИ
И РУССКИЙ СИМВОЛИСТСКИЙ РОМАН
О влиянии сборника А.В. Амфитеатрова «Психопаты» на роман Ф. Сологуба «Мелкий бес»

Настоящая работа посвящена художественной и сценической деятельности Мстислава Добужинского (1875–1957) в двух кабаретных антрепризах Бориса Пронина (1875–1946): «Привале комедиантов» в Петрограде и «Странствующем энтузиасте» в Москве. Особое внимание уделяется творческим взаимоотношениям Добужинского с известными петербургскими литераторами, художниками и режиссерами-постановщиками — Михаилом Кузминым, Анатолием Луначарским, Петром Сазоновым, Юлией Слонимской-Сазоновой, Петром Потемкиным, Борисом Романовым, Марком Шагалом. Впервые публикуются дневниковые записи Добужинского и воссоздаются обстоятельства учреждения «Странствующего энтузиаста» — последнего кабаре Пронина.

Ключевые слова: Мстислав Добужинский, Борис Пронин, история русского театра, история русского кабаре, литературный быт, художественная среда, культурная история Петрограда, «Привал комедиантов», культурная история Москвы, «Странствующий энтузиаст».
Андрей Устинов
МСТИСЛАВ ДОБУЖИНСКИЙ И РУССКАЯ КАБАРЕТНАЯ КУЛЬТУРА:
АНТРЕПРИЗЫ БОРИСА ПРОНИНА
В статье предпринимается попытка рассмотрения корпуса некрологической лирики («траурного дискурса») 1924 года в связи с протекавшим в 30–50-е годы процессом трансформации культа вождя и перехода от культа В. Ленина к культу И. Сталина. Отдельное внимание уделяется вопросам, связанным с переосмыслением статуса ленинского тела, а также стратегиям деперсонализации и эмблематизации ленинского образа. На основе литературного и историко-культурного материала нами моделируется вероятная траектория вытеснения образа Ленина сталинским quasi-мифом и относительная хронология последующего оформления этого мифа в качестве «мотивирующей базы» культа вождя.

Ключевые слова: В.И. Ленин, И.В. Сталин, культ вождя, лениниана, сталиниана.
Дмитрий Цыганов
ОТ КУЛЬТА ЛЕНИНА К КУЛЬТУ СТАЛИНА
Стратегии деперсонификации ленинского образа в некрологической лирике в связи с его вытеснением сталинским quasi-мифом

Статья посвящена соотношению текста романа «Обрыв» и заметок, которые его главный герой, Борис Райский, делает при подготовке к написанию своего произведения на тот же сюжет. Итоговый отказ героя от создания романа трактуется как призыв к творческой работе читателя. Также рассматриваются гипотеза об использовании повествователем записок Райского и параллель с финальной фразой романа Гончарова «Обломов».

Ключевые слова: И. А. Гончаров, «Обрыв», роман, читатель.
Мария Начинкова
ЗАПИСКИ БОРИСА РАЙСКОГО И РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda