В статье вводится в исследовательский оборот неопубликованное письмо И.А. Крылова его близкому знакомому Я.И. Ростовцеву, суммирующее впечатления от знакомства с книгой А. де Кюстина «La Russie en 1839». Этот отзыв, включающий сочинённое баснописцем французское двустишие, далее рассмотрен в нескольких контекстах: раннего восприятия в России сочинения Кюстина, истории отношения Крылова к Франции, её культуре и языку, а также его эпиграмматического творчества.
Ключевые слова: И.А. Крылов, А. де Кюстин, «La Russie en 1839», французские стихотворения русских авторов, эпиграмма.
Екатерина Лямина, Наталья Самовер
«ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ ФРАНЦУЗСКИЕ» Крылов — читатель маркиза де Кюстина
В статье рассматривается концептуальное значение фигуры А. С. Пушкина для представлений Вл. С. Соловьева об истории русской поэзии. Пушкинская поэзия в построениях Соловьева становится основой для формирования литературной родословной поэтов и поиска новых путей развития поэзии.
Ключевые слова: Вл. С. Соловьев, А. С. Пушкин, литературная критика, русская поэзия XIX века, философия.
Ангелина Балабаева
«ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ ФРАНЦУЗСКИЕ» Крылов — читатель маркиза де Кюстина
Статья посвящена изучению динамики созданного В.Я. Брюсовым образа Сверхчеловека, наблюдаемой в процессе анализа текстов писателя. Гениальность и сумасшествие сопоставлены и представлены в качестве граней развития брюсовских героев-сверхличностей. Разбирается, каким автор представляет своего Сверхчеловека — сумасшедшим, гением и/или синтезом двух этих состояний; также выдвигается гипотеза о самостоятельном существовании в творчестве Брюсова нескольких типов рассматриваемого образа, которые выделились в процессе анализируемого поиска автора.
ОБРАЗ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ В.Я. БРЮСОВА: ОТ ГЕНИАЛЬНОСТИ К СУМАСШЕСТВИЮ (на материале ранней прозы и романа «Огненный ангел»)
Статья посвящена некоторым особенностям изображения богатырей в парафрастических стихотворениях А.К. Толстого «Змей Тугарин», «Илья Муромец» и «Алеша Попович». Поэт использует узнаваемые образы богатырей и вкладывает в своих героев собственное понимание народности и идеологии богатырства. Рассматриваются обращения Толстого к героическому эпосу, а также создание и функционирование авторских фольклорных и природных образов в стихотворениях.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИИ К СТИХОТВОРЕНИЯМ НА БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ А.К. ТОЛСТОГО «ЗМЕЙ ТУГАРИН», «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» И «АЛЕША ПОПОВИЧ»
В статье анализируется фрагмент «Недоросля», повествующий про род Скотининых, который, по словам Правдина и Стародума, старее Адама. Этот мотив рассматривается в контексте европейских традиций; также очерчивается ряд его вероятных источников. Помимо этого, анализируется специфика трансформации и встраивания мотива в текст комедии и индивидуальные особенности поэтики комического в произведениях Фонвизина.
Ключевые слова: русская литература XVIII века, Д. И. Фонвизин, «Недоросль», Н. Г. Курганов, источники.
Дарья Трушина
«РОДОСЛОВНАЯ» САТИРА В «НЕДОРОСЛЕ» Д. И. ФОНВИЗИНА И ЕЕ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Сталинская премия по литературе рассматривается в статье как институт, работа которого оказывала прямое влияние на складывание социалистического канона. Сформулированный в теме аспект изучения Сталинской премии подразумевает не только погружение в контекст институциональной истории культуры позднего сталинизма, но и попытку обнаружить присущий этой институции стабилизирующий потенциал, которым могла обеспечиваться целостность культурного континуума позднесталинской эпохи и посредством которого осуществлялась глубокая трансформация массового сознания, деформированного и травмированного военным опытом.
СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА 1940-х — НАЧАЛА 1950-х ГОДОВ Институциональный контекст формирования соцреалистического канона
Статья выявляет творческую рецепцию античных жанровых моделей авантюрно-бытового романа-путешествия и менипповой сатиры, а также образных систем текстов Петрония, Апулея, Лукиана и других античных писателей в повести А.Г. Битова «Ожидание обезьян» (1993). Сатирический модус, утопическая фантастика и диалектика «сократического диалога» рассмотрены как способы проверки автором не только современной культуры, но и культуры в соотношении с онтологией, ее возможностей хранить духовную память человечества, определять способ существования человека. Интеллектуальный пафос повести скрыт и приближен к профанному читательскому сознанию при помощи приема оживления, «фамильяризации» коллективного сбора истины.
ЭЛЕМЕНТЫ РЕЦЕПЦИИ АНТИЧНЫХ МЕНИППЕЙ В ПОВЕСТИ А.Г. БИТОВА «ОЖИДАНИЕ ОБЕЗЬЯН»
Статья посвящена особенностям Петербургского/Ленинградского текста в поэзии В. Б. Кривулина. В фокусе исследования — 22 стихотворения (в т. ч., 12 неопубликованных) Кривулина 1960-х годов. Особое внимание уделяется способам языкового кодирования городского текста и механизмам трансформации устойчивых субстратных элементов внутри художественной картины мира автора.
Ключевые слова: В. Б. Кривулин, Петербургский текст, мифопоэтика, языковой код города.
Евгения Ковалева
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ В ЛИРИКЕ ВИКТОРА КРИВУЛИНА 1960-х ГОДОВ
В статье рассматривается мотив ограниченного знания в древнерусских произведениях в жанре эротапокриза: в Стихе о Голубиной книге и в «Луцидариусе». В поле внимания попадает момент возникновения этого мотива в произведениях, его влияние на структуру текста, смысл и связь с другими мотивами. Функции мотива позволяют рассматривать его как особенность произведений жанра эротапокриза.
МОТИВ ОГРАНИЧЕННОГО ЗНАНИЯ В СТИХЕ О ГОЛУБИНОЙ КНИГЕ И В «ЛУЦИДАРИУСЕ»
В статье рассматривается одно из сравнений, включенных И. А. Гончаровым в роман «Обрыв» для характеристики Марфиньки. Анализ возможных контекстов, обусловивших использование этого сравнения и составляющих «память текста», позволяет выявить многоаспектность образа бабочки.
Ключевые слова: И. А. Гончаров, «Обрыв», бабочка, метаморфоза, «память текста».
Ольга Макаревич
ЭФФЕКТ БАБОЧКИ, ИЛИ ОБ ОДНОМ СРАВНЕНИИ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.