Летняя школа по русской литературе. 2022. Т. 18. № 1

История понятий как научная дисциплина (Begriffsgeschichte), подтверждающая давнее наблюдение, что научные понятия не только обозначают собой нечто, но и работают как инструмент коммуникативного согласия на их использование в том или ином определенном значении. А это значение меняется в зависимости от разных обстоятельств, и прежде всего — от конвергенции и дивергенции самих научных дисциплин, осложняющих одни и те же казалось бы, понятия различными смысловыми связями в зависимости от технических и, в частности, риторических задач — констатации или, наоборот, вопроса, сомнения или объяснения и т. д. В конечном счете характер любой интерпретации определяется ее прагматическим целесообразностью — а значит, усилиями, не исключающими сторонних альтернатив. Статья преследует цель пересмотра сложившихся мнений о мотиве в соотношении этого понятия с методами филологической антропологии.

Ключевые слова: мотив, мотивация, Lebenswelt, К. Леви-Стросс, В. Пропп, А. Моль, Р. Барт.

Константин Богданов
МОТИВ КАК ВЫБОР
Статья завершает цикл исследований, посвященных переводам из античной поэзии, сделанным Иваном Ивановичем Виноградовым (1765–1801) во второй половине 1790-х годов. Вместе с другими переводами из древних авторов они содержатся в объемной рукописи, хранящейся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Основным источником Виноградова была популярная антология Жюльена-Жака Мутонне де Клерфона (1740–1813), многократно издававшаяся в XVIII веке. Сопоставление текстов убеждает в том, что Виноградов обращался к латинскому оригиналу, желая лучше передать эротическое напряжение отдельных пассажей «Ночного празднества Венеры», ослабленное во французском переводе. В завершение публикуются десять эпиграмм из Греческой антологии и перевод «Ночного празднества Венеры» по рукописи Российской национальной библиотеки.

Ключевые слова: русская поэзия XVIII века, эпиграммы Греческой антологии, латинская поэма «Ночное празднество Венеры», рецепция античности в России, И.И. Виноградов.
Константин Лаппо-Данилевский
ЭПИГРАММЫ ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ АНТОЛОГИИ И ПОЭМА «НОЧНОЕ ПРАЗДНЕСТВО ВЕНЕРЫ» В ПЕРЕВОДЕ И.И. ВИНГРАДОВА
В статье представлен анализ конфликта трагедии А.П. Сумарокова «Семира». В результате рассмотрения сторон трагического противоречия (политических, метафизической, любовной) оказывается возможным выявить специфику сумароковской трагедии, основные особенности конфликта которой заключаются в сугубо внутренней мотивации поступков героев и связанной с этим потенциальной неоднозначности их оценки. Отдельно освещается тесно связанная с этим проблема собственно трагического начала в пьесе драматурга. Противоречия, с которыми сталкиваются герои, рассматриваются в контексте творческой истории произведения, что позволяет яснее увидеть принципы сумароковской поэтики.

Ключевые слова: А.П. Сумароков, «Семира», трагедия, литература XVIII века, драматургия.
Андрей Петров
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА ТРАГЕДИИ А. П. СУМАРОКОВА «СЕМИРА»
Статья посвящена рассмотрению эволюции образа Христофора Колумба в творчестве М. В. Ломоносова. Исследование проводится на материале торжественных од, прозаических панегириков и научных сочинений великого русского учёного-энциклопедиста. В результате представлена гипотеза об эволюции образа Христофора Колумба в произведениях Ломоносова от художественной идеи к общественно-политической идеологии, а также прослежено постломоносовское функционирование образа в русской литературе.

Ключевые слова: М. В. Ломоносов, Христофор Колумб, ода, общественно-политическая идеология.
Артем Трофимов
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА
М. В. Ломоносов и Христофор Колумб
В статье предлагается критический обзор материалов и научных исследований, посвященных проблемам сталинской официальной культуры. Взгляд на социалистический реализм через призму истории идей позволяет проследить траекторию «рождения» науки о литературе сталинизма. Обзор охватывает как литературно-критические тексты, так и специальные историко-литературные и документальные разыскания в области художественной жизни прошлого столетия. Приведенные библиографические данные лишь очерчивают контуры «научного поля», но отнюдь не исчерпывают его.

Ключевые слова: сталинская культура, советская литература, социалистический реализм, поздний сталинизм, интеллектуальная история.
Дмитрий Цыганов
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТАЛИНИЗМА
Библиографический обзор
Статья по священному описанию поэтики русской оперы-сказки XVIII века на основе анализа ремарок пьес, относящихся к данному жанру. Долгое время считалось, что сказочная опера XVIII столетия является побочной, несущественной ветвью жанра русской комической оперы, а выводы о специфике данного явления делались лишь на основе наиболее известных в научной среде текстов — опер Екатерины II. Между тем, изучение специфики ремарок и их функций в либретто всех русских опер-сказок XVIII века позволяет увидеть самобытность этого жанра, выявить особенности его бытия и определить место в истории развития русского музыкального театра в целом.

Ключевые слова: история русской оперы, комическая опера, опера-сказка, XVIII век.
Алина Шиян
ПОЭТИКА РЕМАРКИ В РУССКОЙ СКАЗОЧНОЙ ОПЕРЕ XVIII ВЕКА
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda