Летняя школа по русской литературе. 2022. Т. 18. № 3-4

Статья посвящена разбору первых критических отзывов на статью В. С. Соловьева «Судьба Пушкина», выявлению устойчивых мотивов и образов в ее рецепции. На основе представленного анализа выстраивается картина восприятия фигуры Пушкина в 90-х гг. XIX века, в преддверии пушкинского юбилея 1899 года.

Ключевые слова: Вл. Соловьев, А. С. Пушкин, В. Д. Спасович, литературная критика, пушкинистика XIX века.

Ангелина Балабаева
«ПОЧТЕННЫЙ ЧЛЕН НОВОЯВЛЕННОГО СУДА ЧЕСТИ»
Первые газетные и журнальные реакции на статью В. С. Соловьева «Судьба Пушкина»
В статье рассмотрена история собирания и публикации критики Пушкина в первые два десятилетия после его смерти. Особое внимание обращено на опыт так называемого «посмертного» издания (1838) и дополнительных его томов (1841), которые были восприняты современниками как неудачные. Отзывы и дополнения авторитетных журналистов, неравнодушных к судьбе пушкинского наследия, послужили толчком для последующего изучения корпуса критической прозы Пушкина.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, критика, текстология.

Алексей Балакин
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОРПУСА КРИТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ПУШКИНА
В статье рассматривается вопрос об источниках некоторых сюжетов записных книжек Даниила Хармса. В качестве источников определяется книга Ж. Б. Сальга о предрассудках, в которой пересказываются суеверия древности и даются их объяснения. Одновременно демонстрируется, как Хармс использует эти сюжеты в своих произведениях.

Ключевые слова: Даниил Хармс, аббат Руссо, Ж. Б. Сальг, жаба, ящерица, сова, суеверия.

Александр Кобринский
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ЗАПИСНЫХ
КНИЖЕК ДАНИИЛА ХАРМСА
Взгляд жабы, появление совы, хвост ящерицы в башмаке
Статья посвящена анализу специфики пространственно-временных связей в книге очерков Б. К. Зайцева «Афон». Рассматривается цикл образовательная функция хронотопа и связанная с ней жанрово-стилистическая уникальность цикла. Делается вывод об идейно-философском подтексте книги, который проясняется лишь при целостном ее восприятии.

Ключевые слова: Б. К. Зайцев, Афон, хронотоп, пространство, время.

Алена Юдникова
ХРОНОТОП КАК ФАКТОР ЦИКЛИЗАЦИИ В КНИГЕ ОЧЕРКОВ Б. К. ЗАЙЦЕВА «АФОН»


Статья посвящена обзору основных источниковедческих проблем в изучении биографии и литературно-критической деятельности А. Ф. Воейкова. Это отсутствие полного списка сочинений литератора и библиографии работ, посвященных его жизни и творчеству, проблемы атрибуции текстов, разыскания архивных материалов. Кроме того, один из наиболее доступных источниковедческих ресурсов — воспоминания современников Воейкова, которые написаны в основном его литературными противниками, — требуют тщательного изучения и комментирования. Особое внимание в статье уделено проблемам атрибуции, установлено авторство Воейкова ряда публикаций в газете «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“».

Ключевые слова: А. Ф. Воейков, проблемы источниковедения, проблемы атрибуции, мемуарная литература, архивные разыскания.

Динара Никитина
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА А. Ф. ВОЕЙКОВА


Интерпретация лирической повести А. Г. Битова «Грузинский альбом» (1970–1983) сфокусирована на выявлении стернианской традиции в создании образа героя: доказывается не только типологическая близость повести к романам Л. Стерна, но и влияние его персонажей на приемы авторской самопрезентации (чувственный контакт с инокультурным миром, не опосредованность эмоциональной реакции на реальность, стремление к личному и подлинному пониманию в лирической рефлексии). Образ героя современной повести обнаруживает многоаспектность восприятия мира, выход к бытийным проблемам и скептическую оценку возможностей миропонимания и воплощения картины мира в тексте (развитие стернианской ироничности). При этом устанавливается принципиальное отличие поэтики, проявляющееся в сближении героя и нарратора с автором, в углублении аспектов рефлексии (от психологии, культурологии — до онтологии), в усилении фрагментарности текста (редукция фабульности и контрапункт разных лирико-философских тем).

Ключевые слова: А. Битов, Л. Стерн, «Грузинский альбом», лирическая повесть, сентиментальное путешествие, сюжет создания текста.


Екатерина Буханова
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТЕРНИАНСКОГО ГЕРОЯ В ЛИРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ А. Г. БИТОВА «ГРУЗИНСКИЙ АЛЬБОМ»


Статья посвящена особенностям употребления местоимения «я» в рецензиях и критических обзорах Н. А. Добролюбов. В исследовании указывается на связь различных форм «я»-повествования с представлением автора о значении писательского имени и роли критика, а также высказывается предположение о причинах интереса Добролюбова к экспликации личности повествователя.

Ключевые слова: Н. А. Добролюбов, «Современник», стратегии письма, писательское имя, роль критика, фельетон.

Екатерина Вожик
«...ПОКАЗАТЬ СЕБЯ ЛЮДЯМ ХОЧУ!»:
«Я» в корпусе критических статей Н. А. Добролюбова
Книга И. А. Бунина «Храм Солнца», по общему мнению исследователей, интерпретируется как колониальная и национальная. Исследователи обращают внимание, что текст Бунина не похож на традиционные русские травелоги эпохи о Востоке, где обязательно присутствует классическая оппозиция ориенталистской бинарности: (правильный, сильный, культурный) Я против (слабого, некультурного, варварского) Другого. Однако это мнение связано с тем, что исследователи читали и интерпретировали последнюю редакцию «Храма Солнца» 1936 г. (позднее эта версия текста переиздавалась во всех советских и постсоветских собраниях сочинений Бунина). При сравнении дореволюционных (1915, 1917) и эмигрантских (1931, 1936) изданий книги становится очевидно, что данное мнение ошибочно и современники Бунина читали иной — содержащий антинациональный и колониальный дискурсы — текст, а в эмигрантских редакциях огромная часть текста вычеркнута или переписана. В статье подробно проанализированы характер и отличительные черты текстологической правки книги «Храм Солнца» на примере очерка «Тень Птицы».

Ключевые слова: И. А. Бунин, «Храм Солнца», «Тень Птицы», национальное, колониальное, дискурс.

Максим Щавлинский
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
И КОЛОНИАЛЬНОГО ДИСКУРСОВ
Текстология очерка «Тень птицы» И. А. Бунина

В статье на примере рассказов А. П. Чехова рассматривается материальное положение врачей в Российской империи конца XIX века. Производится сравнительный анализ доходов разных героев, принадлежащих к одной и той же профессии. Прослеживается отражение социально-экономических реалий в художественном творчестве Чехова.

Ключевые слова: деньги, А. П. Чехов, материальное положение, медицинская интеллигенция XIX века, комментарий.

Эльвира Пригункова
ДЕНЬГИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А. П. ЧЕХОВА
(На материале рассказов о врачах 1880–1890-х годов)
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda