Осенью 1918 года русский поэт-символист Вячеслав Иванов (1866-1949) был вынужден признать, что большевистский режим достиг известной стабильности, что означало для него неизбежность сотрудничества с советскими культурно-просветительскими учреждениями. 15 октября 1918 года он стал председателем Бюро Историко-теоретической секции Театрального отдела Наркомпроса.
В 1919-1920 годах Вяч. Иванов работал также редактором отдела литературы и филологии в Научном отделе Государственного издательства. В его обязанности здесь входило, помимо прочего, рецензирование статей, предполагавшихся к публикации в изданиях Наркомпроса. Так, Вяч. Иванов должен был оценить работы трех молодых ученых: статью Б. В. Томашевского о ямбах Пушкина, полемическое выступление Р. О. Якобсона против «Науки о стихе» В. Я. Брюсова (1919) и исследование Б. И. Ярхо о латинской поэзии Каролингской эпохи. Это было первое соприкосновение Вяч. Иванова с группой молодых ученых, которых позднее назвали формалистами.
Вскоре после этого Вяч. Иванов написал обзор «О новейших теоретических исканиях в области художественного слова» (1920; опубл. 1922), в котором он рассматривал сочинения трех писателей-символистов: статьи Андрея Белого «Жезл Ааронов о слове в поэзии» (1917) и «О художественной прозе» (1919), «Науку о стихе» (1919) В. Я. Брюсова и «Видение поэта» (1919) М. О. Гершензона. Здесь же Вяч. Иванов отрецензировал сборник «Поэтика» (1919) — один из важнейших манифестов русских формалистов, в котором были опубликованы статьи В. В. Шкловского, Л. П. Якубинского, Е. Д. Поливанова, О. М. Брика и Б. М. Эйхенбаума.
После провалившихся попыток покинуть Советскую Россию в 1920 году Вячеслав Иванов решил возобновить после длительной паузы свою научно-преподавательскую деятельность. 19 ноября 1920 года он был единогласно избран ординарным профессором по кафедре классической филологии новообразованного Азербайджанского государственного университета. В лекциях по поэтике,
прочитанных в Баку в 1922 году, он продолжил диалог с формалистами, резко критиковавшими А. А. Потебня и его последователей (так называемую «харьковскую школу»).
Вячеслав Иванов высоко оценил методы анализа фонетических и синтаксических структур в поэтических произведениях, предпринятого формалистами, но при этом полагал их методы
в целом излишне «эмпиричными». По его мнению, недопустимо отвергать ряд основополагающих постулатов Потебни, даже если трактовки его эпигонов неприемлемы. Стремясь противостоять
аргументации формалистов и обновить психолингвистическую теорию Потебни, Вячеслав Иванов выдвинул понятие «звукообраза», означающего изначальную сопряженность элементарных
звукосочетаний с определенными образами. Согласно его идеям возникновение звукообраза — первый и наиболее важный момент и сотворения слова, и сотворения поэтического произведения.
Ключевые слова: поэзия, поэтика, символизм, футуризм, модернизм, формализм, Вильгельм фон Гумбольдт, А. А. Потебня, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, В. Я. Брюсов, М. О. Гершензон, В. В. Шкловский.