В статье рассматривается категория времени в трагедиях А. П. Сумарокова «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона» и «Семира». Отдельно анализируются категории прошлого, настоящего
и будущего, в рамках которых выделяются хронологические отрезки, идентичные в различных трагедиях, что позволяет говорить о вариантах общей модели времени в этом жанре. Выделяется центральная линия развития действия — переход от идеального далекого прошлого («златого века») к светлому будущему (связанному как с судьбами героев, так и с исторической перспективой вообще) через тяготы прошлого недавнего, положить конец которым призван «сей день», демонстрируемый на сцене, — одновременно и пик страданий героев, и их преодоление. Устанавливается схожесть между такой хронологической моделью и одой елизаветинской эпохи. Выявляется философская подоплека категории времени, обнажающая глубинную, метафизическую сторону конфликта трагедий: время у Сумарокова оказывается противопоставлено вечности, «временные» земные условия предстают в новом свете на фоне внеземной, божественной реальности.
Ключевые слова: трагедия, русский XVIII век, А. П. Сумароков,
категория времени, классицизм.