Летняя школа по русской литературе. 2024. № 2-3

В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения метапоэтического дискурса в лирике А. П. Цветкова через анализ системы демиургических образов, а именно: литературных деятелей,
представителей киноиндустрии, музыкантов и живописцев. Целью статьи является описание основных особенностей художественного мира поэта, открывающихся через анализ образов демиургов,
введенных автором в текст в рамках метапоэтической рефлексии.

Ключевые слова: «Московское время», А. Цветков, метапоэтический дискурс, демиургическая образность, художественный мир поэта.
Алена Кораблева
ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА В МЕТАПОЭТИКЕ АЛЕКСЕЯ ЦВЕТКОВА
В русской литературе первой половины XIX века достаточно часто встречаются мифологические персонажи, которые обозначены как «русалка», «сирена», «нимфа», «ондина». Кажется, что все они
восходят к одному типу персонажа — «водной деве», встречающемуся как в русской, так и зарубежной культуре. Благодаря своей популярности эти различные по своему происхождению персонажи
отразились на представлении о русской русалке. В статье делается попытка рассмотреть мотивы, которые повлияют на дальнейшее формирование ее образа.

Ключевые слова: русалка, сирена, нимфа, ондина, водная дева, мифологический персонаж.
Юлия Долгих
РУСАЛКИ, СИРЕНЫ, НИМФЫ И ОНДИНЫ: о художественном представлении водных женских духов в русской литературе первой половины XIX века
Творчество крупного писателя первой волны русской эмиграции П. Н. Краснова рассматривается в статье в соотношении с антинигилистической прозой XIX века. Выявляется, что традиции антинигилистической литературы оказали существенное влияние на произведения Краснова и других авторов русского зарубежья (И. С. Шмелева, М. А. Алданова). Устанавливается, что обращение к проблеме нигилизма приобретает у Краснова новую функцию, позволяет ему высказаться о причинах революции, о прошлом, а также настоящем и будущем России и эмиграции.

Ключевые слова: литература русского зарубежья, антинигилистический роман, белая эмиграция, П. Н. Краснов.
Андрей Петров
АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ П. Н. КРАСНОВА
Статья посвящена изучению севернорусских списков Сводного патерика и представленных в них повестей о разбойниках. Автор приводит результаты сопоставительного анализа олонецкого и печорского списков Сводного патерика, а также текстологического изучения повестей о разбойниках из Усть-цилемского нового собрания ИРЛИ РАН и собрания Олонецкой духовной семинарии РГБ.

Ключевые слова: Сводный патерик, повести о разбойниках, олонецкий и печорский списки.
Ульяна Буранкова
ПОВЕСТИ О РАЗБОЙНИКАХ В СОСТАВЕ CВОДНОГО ПАТЕРИКА
Статья представляет собой анализ новеллы В. Г. Сорокина «Настя» сквозь призму ритуальной оптики. Обрядовая составляющая новеллы упоминается в работах о «Насте», однако не анализируется подробно, хотя обряд инициации (перепекания), которому подвергается заглавная героиня, кажутся культурным кодом, важным для понимания этой новеллы. Такая интерпретация не противоречит устоявшейся трактовке, предполагающей идею «пожирания» молодых людей устоями времени, эпохой и семьей, но углубляет ее, так как лежащая в основе новеллы обрядовая логика, мотивирующая поведение персонажей, служит писателю удобным языком для иллюстрации моделей общественного
поведения.

Ключевые слова: В. Г. Сорокин, каннибализм, обряд инициации, обряд перепекания, «Настя».
Мадина Мохаммад
«НОВОИСПЕЧЕННАЯ» НАСТЯ: Обряд инициации в новелле В. Г. Сорокина
В статье представлен анализ образа Евгения Баратынского в романе Виктора Кривулина «Шмон» через призму конфликта двух дискурсов — художественного и научного. Их оппозиция позволяет увидеть, как в творчестве представителя «второй культуры» изменяется понимание фигуры Баратынского, одного из значимых для Кривулина авторов.

Ключевые слова: В. Б. Кривулин, Г. Хетсо, Е. А. Баратынский, «Шмон», биография, научный дискурс, пародия.
Анастасия Колчина
КАК НАПИСАТЬ РОМАН О ЕВГЕНИИ БАРАТЫНСКОМ: Конфликт художественного и научного дискурсов в «Шмоне» Виктора Кривулина
В статье предпринимается попытка расшифровки «цитат» в «Поэме эпиграфов» Алексея Хвостенко, а также рассматривается функционирование эпиграфов в тексте.

Ключевые слова: Хвостенко, неофициальная культура, Ленинград 1960-х годов, «Поэма эпиграфов», функции эпиграфов.
Виктория Власова
«МЕНЯ ОБВИНИЛИ В ЛЮБВИ К…»: О «Поэме эпиграфов» Алексея Хвостенко
Под «Интернационалами» в аннотируемой статье подразумеваются три текста В. В. Маяковского: «III Интернационал» (1920), «IV Интернационал» (1922), «Пятый Интернационал» (1922). Как цикл, объединенный одной темой и единым принципом построения заголовков, подразумевающих серийность, эти тексты не рассматривались ранее. Одной из основополагающих установок в структуре художественного мира Маяковского, с нашей точки зрения, становится необходимость пересоздания, перетворения мира в соответствии с определенными социально-историческими координатами. Так, лирическое высказывание не может быть завершенным, и появляется потребность в повторном утверждении. В работе предпринимается попытка на материале нескольких произведений описать сложноорганизованную непрерывную модель художественного мира, которая существует в текстах поэта.

Ключевые слова: Владимир Маяковский, «Интернационалы», «III Интернационал», «IV Интернационал», «Пятый Интернационал», художественный мир.
Любовь Барышникова
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В «ИНТЕРНАЦИОНАЛАХ» В. В. МАЯКОВСКОГО
Статья посвящена структурно-семиотическому разбору одного эпизода полнометражного диснеевского мультфильма 1967 г. «Книга джунглей» в контексте произведения как целого. Жанр фильма может быть определен как вариант «романа воспитания», и его центральной темой соответственно становится мотив «имитации, подражания, обезьянничанья». В этом свете разбираемый эпизод музыкального танца-и-пения почти всех персонажей фильма вокруг обезьяньего Короля Луи предстает квинтэссенцией автометапоэтического лейтмотива «бескорыстного, сугубо эстетического мимесиса».

Ключевые слова: сюжет, эпизод, тема, мотив, танец, пение, подражание, власть, обезьяны, архетипы.
Александр Жолковский
«I WANNA BE LIKE YOU!..» К миметической поэтике «Книги джунглей» Диснея
В статье рассматриваются дискуссии о судьбе и роли Высших государственных литературных курсов в оформлении советского литературного образования. На примере выпусков «Литературной газеты» за 1929 год и с обращением к более ранним материалам других источников, включая газеты и архивы, исследуется, как формировалась репутация ВГЛК, что на нее влияло и как роль институции осмыслялась в год ее ликвидации.

Ключевые слова: Высшие государственные литературные курсы, ВГЛК, Литературная газета, литературное образование, литературный вуз.
Кирилл Кочетов
ДИСКУССИИ О ВГЛК НА СТРАНИЦАХ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»
В статье рассмотрены прижизненные критические отзывы на выступления Даниила Хармса и других членов авангардных групп, в составе которых он выступал, а также отчасти на его детские произведения. Обзор сопровождается подробным комментарием, основанным на архивных материалах. Особое внимание уделено идеологической борьбе в области детской литературы СССР в конце 1920–1930-х годов и ее влиянию на критику.

Ключевые слова: Хармс, ОБЭРИУ, РАПП, выступления, критика, детская литература.
Александр Кобринский
ДАНИИЛ ХАРМС И ПРИЖИЗНЕННАЯ КРИТИКА
Статья посвящена анализу стихотворений В. Т. Шаламова на фоне поэзии Б. Л. Пастернака. В центре исследования поэтический цикл В. Т. Шаламова, посвященный Пастернаку. Цикл включает три текста, созданных при жизни поэта, и восемь написанных на его смерть. В исследовательской литературе принято считать поэтические влияния и заимствования нехарактерными для творческого метода Шаламова. Однако в ходе анализа посвященного Пастернаку цикла у каждого из входящих в него стихотворений обнаруживается широкий реминисцентный фон, включающий как стихотворения Пастернака, так и тексты других поэтов. Особое внимание обращено на прямые ответы поэту, отсылающие к вопросам, поднятым в переписке, а также общую рецепцию поэтического мира
Пастернака, отразившуюся в посвященных ему стихотворениях. В работе намечаются перспективы дальнейшего сопоставительного анализа лирики Шаламова и Пастернака.

Ключевые слова: Б. Л. Пастернак, В. Т. Шаламов, аллюзия, поэтический мир, готовый предмет.
Мария Стовбур
«СТИХИ К ПАСТЕРНАКУ»: Поэтический диалог В. Т. Шаламова с Б. Л. Пастернаком
Контакты
summerschool@list.ru
В оформлении сайта использованы материалы Freepik.
Made on
Tilda